В Ростовской области по инициативе Губернатора области В.Ю. Голубева учрежден в 2016 году замечательный день - День земляка, который отмечается в третью субботу сентября. В 2017 году программа праздника совпала с 80-летием Ростовской области и 268-й годовщиной со дня основания Ростова-на-Дону. Она включала в себя выставки, спортивные соревнования, а также концертные выступления творческих коллективов.
— Мы сюда позовем всех тех, кто здесь родился, но потом уехал работать в центр. Они сначала поедут в родные места, а потом мы их соберем, расскажем, как живет область сейчас, — пояснил алгоритм действий принимающей стороны Губернатор.
Заместитель Губернатора В.В. Рудой считает, что День земляков Дона имеет все шансы превратиться в одно из самых популярных мероприятий на Дону:
– Наша область богата на известных людей. А.П. Чехов и Ф.Г. Раневская, А.И. Солженицын и М.А. Шолохов, В.А. Закруткин и А.В. Калинин – этот список можно продолжать бесконечно. С каждым годом увеличивается количество выходцев с Дона, добившихся внушительных достижений в экономике, спорте и культуре. Важно, чтобы все жители нашего региона знали и помнили эти имена. День земляков – действительно тот праздник, который позволяет нам гордиться нашей областью, — сказал В.В. Рудой.
Мне удалось побывать в 2017 году на одной из встреч с именитыми земляками.
На сегодняшний день аксайчанин Александр Яковлев – один из самых востребованных пианистов в мире. Накануне Дня учителя жителям Аксая выпала замечательная возможность забыть на время о своих житейских проблемах, прийти в районный Дом культуры «Факел», где с концертом выступил их земляк, изумительный музыкант, пианист, которого ценители фортепианной музыки знают на всех континентах нашей планеты, победитель на тот момент 58-ми престижных международных конкурсов Александр Яковлев.
В мире фортепианного исполнительского искусства имя Александра Яковлева известно достаточно хорошо. В активе пианиста уже более 550 концертов по всей Европе, Америке, Японии на сценах крупнейших мировых концертных залов, среди которых зал им. П.И. Чайковского в Москве, Большой зал Берлинской филармонии, консерватории имени Дж. Верди в Милане, Victoria Hall в Женеве, Carnegie Hall в Нью-Йорке и другие. Александр является приглашенным профессором-артистом королевского театра Ла Корунья (Испания), а его блистательную игру транслировало на весь мир радио Ватикана.
Сегодня музыкант сотрудничает с такими крупными оркестрами, как Берлинский филармонический оркестр, оркестр романской Швейцарии, Токийский столичный симфонический оркестр, Римский камерный оркестр, Токийский камерный оркестр, симфонический оркестр фестиваля «Миланские музыкальные вечера», Румынский филармонический оркестр им. М. Жоры, Симфонический оркестр Цинциннати, играет под управлением таких дирижеров, как Кент Нагано, Равиль Мартынов, Семен Коган, Дмитрий Яблонский, Жан-Бернар Помье, Овиду Балан, Александр Поляничко, Андрей Аниханов, Конрад ван Альфен и других.
Путь к триумфу начался в 1999 году, когда Александр в 18-летнем возрасте выиграл престижнейший международный конкурс пианистов имени Горовица в Киеве. За этим событием последовала еще череда конкурсов, и в каждом из них Александр занимал призовые места. На сегодняшний день Александр победитель 58 престижнейших конкурсов мирового уровня. Например, Международный конкурс пианистов в Такамацу (Япония), Всемирный конкурс пианистов в Цинцинати (США), Международный конкурс пианистов «Новые имена» в Вернигероде (Германия) и другие.
Имя Александра уже стало синонимом виртуозности в профессиональном исполнительском кругу. Сам пианист об этом говорит следующее: «Пианистический уровень сегодня во много раз выше, чем был, например, в 19 веке. Когда Брамс писал «Вариации на тему Паганини», он предполагал это сочинение как вершину пианистического мастерства. Однако сегодня это сочинение в репертуаре и у меня, и у многих других исполнителей. Виртуозом Александр себя не считает, говорит, «виртуоз» – это нарицательное имя, которое дают исполнителю слушатели:
– Я себя считаю музыкантом, человеком, который любит музыку и живет музыкой. А виртуоз – это блеск, поражение публики каким-то эффектом. Я играю не ради эффекта, играю ради музыки.
В самом деле, все присутствующие на концерте Александра Яковлева смогли в полной мере оценить уровень мастерства и профессионализма этого музыканта.
Огромное впечатление на зал произвел тот факт, что Александр сам выступил в роли ведущего и своеобразного экскурсовода для зрителей в мир музыки. Умение раскрыть смысл сочинения, подметить его яркие особенности и в доступной, интересной и живой форме донести до слушателя – еще один огромный дар, которым обладает этот исполнитель. Александр не просто рассказывал о тех произведениях, которые исполнял, но и приводил удивительные факты, связанные с сочинениями и композиторами, которые почерпнул из своих многочисленных путешествий. Благодаря такому своеобразному диалогу пианиста и зрителя в зале сложилась особая творческая атмосфера.
В чем же секрет успеха этого внешне очень скромного, но внутренне очень сильного человека? Какие жизненные факторы повлияли на формирование его как музыканта?
Александр начал заниматься музыкой в шестилетнем возрасте. Так сложилось, что, проходя мимо музыкального магазина в Ростове, в витрине он увидел фортепиано. Инструмент настолько заворожил будущего пианиста, что он потребовал, чтобы его завели в магазин и даже дали поиграть на нем. Эти первые «произнесенные» совсем детскими пальцами звуки и определили его дальнейшую судьбу. Дома у ребенка поднялась температура, он фактически «заболел» музыкой, желанием заниматься на этом удивительном инструменте. В качестве лекарства маленький Александр попросил купить ему фортепиано:
– Родителям фактически пришлось в пятидневный срок выполнить просьбу купить инструмент, с которым и по сей день связана судьба музыканта.
Родители отвели маленького Сашу в Аксайскую музыкальную школу, и с того самого момента музыка стала его призванием. Позже его педагогом по фортепиано стал известный профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Сергей Иванович Осипенко. Под его началом Александр блистательно закончил ростовский музыкальный колледж, консерваторию и аспирантуру в Ростове-на-Дону. Встречу с этим педагогом, пожалуй, можно назвать одной из главных в жизни музыканта. Потому как найти своего учителя и наставника, которого ты понимаешь и которому доверяешь, который указывает тебе верное направление в твоем ремесле – это высочайшая награда.
Следует отметить, что Александр также обучался за границей в зальцбургском Моцартеуме у Алексея Любимова и в Университете искусств Берлина у Паскаля Девуайона, а также имеет опыт занятий и мастер-классов с выдающимися пианистами современности, однако о своих ростовских преподавателях он говорит с особой интонацией тепла и благодарности в голосе:
– Помню уроки Марии Владимировны Ожеговой, прекрасного педагога по сольфеджио, которая заставляла нас учить трех и четырехголосные фуги Баха наизусть, а потом петь в один голос, а на инструменте исполнять все остальные. Это колоссальная школа, колоссальный опыт, который очень помог мне в формировании и развитии музыкальной памяти…
В самом деле, память у пианиста феноменальная: программы концертов он исполняет практически наизусть. Зная, какой напряженный концертный график у музыканта, можно только догадываться о том количестве произведений, которые ему приходится учить и исполнять. Как же ему удается держать все в памяти?
– С одной стороны, в этом проявляются годы тренировки, а с другой стороны, у меня есть определенная методика занятий, когда задействованы и тренируются все виды памяти человека: зрительная, тактильная и слуховая. Ведь возможности как самого человека, так и его памяти безграничны. Известен случай, когда, например, Сергей Рахманинов выучивал музыкальное произведение, не подходя к инструменту, только глядя в ноты.
Сергея Васильевича Рахманинова, выдающегося отечественного композитора и пианиста, Александр упомянул, когда речь зашла о его кумирах – музыкантах, слушая исполнение которых, он сам смог вырасти как исполнитель:
– Музыку Рахманинова я слушаю только в исполнении самого Рахманинова. Это был лучший пианист за всю историю пианизма. Для меня огромную роль сыграли и такие музыканты, как Владимир Горовиц – от него я перенял умение импровизировать и не придерживаться шаблонов в исполнительстве.
В манере игры Александра есть нечто понятное каждому слушателю, неуловимо искреннее, когда, сидя в зале на его концерте, слышишь не просто музыку, а живую речь, обращенную именно к тебе. Отличительной чертой фортепианного стиля этого пианиста является предельная аккуратность, точность и внимание к нотному тексту:
– Главное качество для музыканта-исполнителя – это предельная честность и трудолюбие по отношению к той музыке и к тому композитору, чью музыку он исполняет.
К разучиванию произведений Александр подходит, как он сам говорит, философски:
– Сначала читаю само произведение, читаю, почему композитор его написал, если есть – читаю переписку с кем-то в тот период жизни, когда он писал произведение, и тогда понимаю, нравится ли мне это произведение, нужно ли мне его учить. Произведений настолько много, я все не переиграю, у меня есть выбор, и я должен тщательно, психологически взвешивать, почему я это играю. И затем очень медленно, тихо, в интимной атмосфере, чтобы никто не мешал – часто для этого снимаю студию – вслушиваюсь, изучаю новое произведение.
И к вопросу о виртуозности – я уже не учу никакие технические моменты, потому что я могу сыграть прямо сейчас любой пассаж. Это можно сравнить с поездкой на скоростном «Сапсане». Он едет быстро, потому что там есть целая технология, почему он едет быстро. Так же у пианиста – технология годами отработана, мне, чтобы выучить какую-то техническую вещь, понадобится пятнадцать минут. Содержание – мне необходимо его понять!
Напряженный концертный график, множество репетиций и переездов из города в город, из страны в страну совсем не оставляют свободного времени. Однако даже при такой насыщенной событиями жизни Александр успевает уделять время своим хобби и увлечениям:
– Я очень люблю путешествовать, и мое хобби связано с тем, что в каждом городе, где я бываю, я непременно должен узнать все об этом месте, посетить все музеи и выставки, замки и крепости.
Удивительное стремление к постижению всего нового, постоянное расширение горизонтов, движение только вперед, саморазвитие и самосовершенствование – вот те черты, которые говорят об Александре как о необыкновенно яркой, интересной и многогранной личности. Он уже состоялся как выдающийся пианист современности, как талантливый педагог, востребованный не только в России, но и за ее пределами. Вместе со своей супругой организовали частную интернет-школу (есть уже и такие технологии) – по скайпу общаются с учениками из России, Канады, Японии, Норвегии, Германии.
А в этом году Александр выступил идейным вдохновителем и организатором первого международного фестиваля «Рояль во дворце» («Grand Piano in Palace») в Царском Селе. Путешествуя по миру, пианист регулярно встречал примеры аналогичных фестивалей за рубежом, например, знаменитый Verbier Festival в Швейцарии, и мечтал провести нечто подобное в России. Концепцией стала идея общения юных музыкантов с выдающимися мировыми мэтрами. Провести мастер-классы были приглашены такие выдающиеся профессора, как ученик Владимира Горовица Райд Смитт и педагог императорской семьи Шуку Ивасаки, в свое время выступавший с такими музыкантами, как Каллас и Рихтер. И с каким воодушевлением рассказывает Александр об этом фестивале!
– В особняк-музей Кочубея пригласили как совсем юных дарований, так и музыкантов постарше (от пяти до двадцати девяти лет), где они получили шанс сыграть на легендарном рояле – подарке Николая Второго. Фестиваль собрал пятьдесят участников – были из России, Швейцарии, Америки, других стран, и первые места, заметьте, взяли ребята из Ростова и Краснодара! Фестиваль проходил в формате академии, у всех участников была возможность поработать с педагогами в рамках мастер-классов, получить опыт индивидуальной и коллективной игры, а также выступить на открытых концертах в сопровождении камерного оркестра. Очень хотелось сделать всем подарок. В том числе и себе, просто посмотреть, как маленький, юный пианист становится настоящим артистом!
Чем больше я концертирую по всему миру, тем сильнее мне хочется подарить праздник тем, у кого такой возможности пока нет – молодым, начинающим музыкантам. Верю, это станет хорошей традицией, и убежден, что еще откроем немало талантов. Несмотря на то, что фестиваль новый, он получил большой резонанс. Участники до сих пор шлют теплые письма-отзывы, и это вдохновляет! Я уверен: такой фестиваль нужен и детям, и взрослым. Форму «Grand Piano in Palace» менять не будем, на мой взгляд, его структура совершенна, и зимой пройдет уже второй.
Однако, по словам Александра, вскоре его поклонники узнают его с совершенно новой, неожиданной стороны. Известно, что пианист какое-то время весьма успешно занимался композицией с ростовским композитором Леонидом Клиничевым:
– Я чувствую в себе желание и потребность сочинять музыку. К сожалению, сейчас все упирается в отсутствие свободного времени, но я очень надеюсь, что скоро смогу представить на суд зрителя целую концертную программу из своих сочинений.
А еще у Александра с детства есть мечта – стать дирижером, организовать свой фестивальный оркестр:
– Будущим летом я планирую организовать фестиваль детских оркестров и, может быть, удастся продирижировать несколько произведений. Я не профессиональный дирижер, но опыт дирижирования есть – два года назад одновременно исполнял и дирижировал концерты Баха.
Но вернемся в настоящее. Выступления на таких концертных площадках, как, например, многоуровневая Берлинская филармония, построенная в форме коралла на 2500 тысяч мест, как концертные залы Китая, где уже этой осенью Александр сыграл восемь концертов для почти двадцати тысяч слушателей, залы в Мексике, Турции, множество программ продолжительностью более пяти часов… и вдруг Аксай, обыкновенный Дом культуры.
– Сложилась своего рода традиция, – говорит Александр, – концерты в Аксае. С недавнего времени я живу в Петербурге, но здесь мои мама, папа, брат, семья, я совмещаю приятное с полезным, провожу такие маленькие фестивали. В организации этих концертов очень нам помогает мой отец Виктор Васильевич и Аксайская школа искусств во главе с Евстигнеевой Светланой Петровной. Хочется, чтобы аксайский слушатель получил достойное классическое мероприятие, достойный классический объект, классический фестиваль, который был бы преемственным, и поколения людей начали ходить на него, чтобы дети тех, кто сегодня здесь, появились на этом фестивале через 10 – 15 лет. Так получается, что мы не просто приобщились к классической музыке, а она становится частью нашей жизни.
Программа концерта в «Факеле», по словам Александра, была составлена таким образом, чтобы удивлять:
– Чтобы удивительные произведения, которые, может быть, больше никогда не будет возможности услышать вам, мои сегодняшние зрители, обретут жизнь в ваших сердцах. Несмотря на то, что Моцарт, Лист – композиторы, не говорящие на русском языке, вы почувствуете на языке музыки то, что они испытывали – верность, любовь, гордость. Они говорят о том, что людей всегда волнует и будет волновать, их музыка актуальна всегда и будет жить в наших сердцах.
И задуманное Александру удалось: зрители услышали удивительное колоратурное (очень высокое) сопрано замечательной солистки, ростовской молодой талантливой певицы Людмилы Майтак, исполнившей несколько арий, в том числе легендарную арию Царицы ночи из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». В концерте состоялась премьера: впервые на Юге России было сыграно удивительное произведение – «Марш Черномора» из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила», переложенный великим немецким композитором Ференцом Листом для фортепиано! А завершил выступление Александр исполнением одного из шедевров фортепианной музыки – «Карнавала» Роберта Шумана.
– Я до сих пор выступаю на совершенно разных площадках, – говорит Александр. – Как-то довелось музицировать в бывшем амбаре для хранения зерна в одной испанской деревушке. Местные жители, все пятьдесят человек, надели на концерт праздничные чистые рубахи и где-то даже раздобыли бабочки. Более внимательных и благодарных слушателей трудно найти. Единственный минус – в глубинке обычно плохие инструменты. Но скажу начистоту, важна даже не техника игры или инструмент, а умение донести до публики мысль композитора, вложенную в произведение. Пианист должен понимать, о чем он играет. Как актер, пытающийся вжиться в роль, и это важнейшая сила искусства. Понимаете, классическая музыка – витамин, без которого мы просто засохнем…