Найти тему
museumrb

Якорь речного судна

Валериан Иванович Альбанов родился в Уфе 26 мая 1882 года. Его отец в это время служил военным ветеринаром в 5-м Оренбургском казачьем полку, расквартированном в Уфе. Вскоре после рождения Валериана полк был переведен из нашего города, и ранние детские годы мальчика прошли в Воронеже и Оренбурге. После ранней смерти отца Валеиана и его старшую сестру Людмилу взял на воспитание дядя, родной брат их отца – Алексей Петрович Альбанов. В Уфе в семье дяди Валериан прожил несколько лет, стал учеником мужской гимназии.

В Уфе будущий полярный штурман, выдающийся исследователь Арктики совершил свою первую экспедицию. Рассказ об этом приведен в статье Владимира Юльевича Визе – известного ученого, участника экспедиции к Северному полюсу под руководством Георгия Яковлевича Седова. Именно команда шхуны «Святой мученик Фока» экспедиции, погибшего зимой 1914 года. Георгия Седова, летом 1914 года обнаружила штурмана Альбанова и матроса Конрада на мысе Флора острова Нордбрук архипелага Земля Франца-Иосифа. Только Альбанов и Конрад остались в живых из экипажа экспедиции Георгия Львовича Брусилова.

В 1949 году вышел первый номер сборника «Летопись Севера», в котором была помещена статья Владимира Визе – «Валериан Иванович Альбанов (к 30-ю годовщины со дня смерти)». В ней приведено несколько интересных эпизодов из детства Валериана в Уфе (вероятно вспоминая рассказы самого штурмана):

«…После смерти отца, которого Альбанов лишился в раннем детстве, мальчика отдали на воспитание его дяде, жившему в Уфе и занимающему там должность инспектора народных школ. Здесь В.И. Альбанов успешно закончил гимназию. Еще в детстве В.И. зачитывался описанием различных путешествий, особенно морских. Под влиянием прочитанных приключенческих книг, В.И., будучи гимназистом, решил предпринять большое путешествие и с этой целью раздобыл лодку. Скрывшись из дома, и не сказав никому ни слова, В.И. с товарищем проплыл вниз по реке. Лодка оказалась дырявой и затонула. В.И. и его товарищ были вскоре обнаружены и водворены в свои дома».

В экспозиции Музея полярников имени В.И. Альбанова в зале, посвящённом уфимскому детству Валериана Альбанова, представлена тема реки Белой, судоходства по ней и речного транспорта. На стенном панно приведено изображение небольшого бельского судна (с подлинной дореволюционной фотографии, которая хранится в фондах Национального музея Республики Башкортостан). В информационном киоске посетители могут познакомиться с фотографиями и открытками дореволюционного периода, на которых запечатлены сюжеты судоходства по реке Белой.

Якорь стояночный: фото из экспозиции Музея полярников имени В.И. Альбанова
Якорь стояночный: фото из экспозиции Музея полярников имени В.И. Альбанова

В этом же зале находится нетривиальный экспонат – якорь стояночный с деревянной барки или баржи периода середины–конца XIX века. Тип якоря – адмиралтейский. Он обеспечивает надежную стоянку судна; удерживает его на месте, способствует управлению судном в стесненных условиях плавания. Адмиралтейский якорь устроен так, что после отдачи зарывается лапами в грунт. Адмиралтейский якорь – классический тип стального кованного корабельного (судового) якоря. По своей конструкции адмиралтейский якорь относится к группе якорей, состоящей из веретена с двумя неподвижными лапами (внизу) и штока (поперечины), расположенного наверху в перпендикулярной к лапам плоскости.

Само название «адмиралтейский якорь» появилось после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством в середине XIX столетия. Адмиралтейский якорь металлический, кованой конструкции, состоит из продольного стержня (веретена), заканчивающегося внизу утолщенной частью – трендом. От тренда отходят два неподвижных рога, заканчивающихся треугольными лапами с остриями – носками. На утолщение в верхней части веретена насажен анкершток, перпендикулярный плоскости лап. Металлический шток позволяет складывать якорь. В рабочем положении этот шток фиксируется чекой, а в походном – сдвигается и укладывается вдоль веретена, для чего один из его концов, остающийся в веретене, выполняется изогнутым, что позволяет укладывать его вдоль веретена. Чтобы металлический шток не выпадал, на концах его имеются утолщения.

Представленный в экспозиции якорь был обнаружен летом 2021 году водолазами Поисково-спасательного отряда Управления гражданской защиты города Уфы при проведении тренировочных спусков в реке Белой в районе Бельского моста. В XIX – первой половине XX века в этом месте на берегу Белой находилась пристань, где грузилось и разгружалось большое количество барок и барж, находились многочисленные склады. В декабре 2021 года в торжественной обстановке якорь был передан в фонды Музея полярников имени В.И. Альбанова.

Якорь неизменно привлекает внимание посетителей музея. Этот интересный музейный предмет стал важной частью экскурсионного маршрута. Якорь размером 100х93х65 см имеет учётную запись МПА ОФ-187. Сведения о нём опубликованы на интернет-портале Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=35090667

Список использованной литературы:
Визе В.Ю. Валериан Иванович Альбанов (к тридцатой годовщине со дня смерти) // сборник «Летопись Севера». – 1949. – №1. – С.279–281.
Кузьмина В.З. По следам «Святой Анны» и штурмана Альбанова. – Г.Полярный Мурманской области, 2014.
Листовский А.С. Пароходство по реке Белой // Уфимский календарь на 1876 год. – Уфа, 1876. – Вып.3. – С.58–60.
Роднов М.И., Дегтярев А.Н. Хлебный рынок Уфимской губернии в конце XIX – начале XX века. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2008.
Чванов М.А. Загадка гибели шхуны «Святая Анна». «Обещал – умри, но сделай!..». – Москва: Вече, 2017.

Автор статьи: Свице Янина Сигизмундовна – научный сотрудник Музея полярников имени В.И. Альбанова.