Найти в Дзене
Психопедагогика

Можно ли сойти с ума "за компанию"? Можно!

Оглавление

«Это только гриппом все вместе болеют, а с ума по одиночке сходят,» - говорил папа дяди Федора в нашем любимом мультике …. и был не прав! Случаев коллективного психоза известно немало.

Один из самых впечатляющих случаев массового психоза случился в 1962 году в школе-интернате в Танзании.

Там шел обычный урок, на котором три девочки развеселились настолько, что стали мешать остальным. Чтобы восстановить дисциплину, учитель отправил хохутушек во двор. Во дворе девчонки продолжали смеяться. Это видели и слышали другие ученицы. Смех оказался в буквальном смысле заразительным – смешки пошли по классу, переросли в массовый смех на грани истерии, который иногда перемежался слезами и криками. Буквально через час «смеялись» и не могли успокоиться почти все ученики. Они не принимали помощь взрослых, вырывались, если их пытались привести в чувства. С этого дня в Танзании началась «эпидемия смеха» длительностью, по разным источникам, от 6 месяцев до полутора лет. Школу пришлось закрыть, «смеющиеся» ученицы поехали в свои деревни, и так эпидемия вышла из стен школы и охватила почти всю страну. Ее жертвами стало огромное количество населения, больше всего среди пострадавших было девочек и молодых женщин (это важно).

По ряду понятных причин этот случай плохо задокументирован и изучен. Сейчас все еще существуют различные версии произошедшего, но большинство ученых рассматривают «эпидемию смеха» как случай массового психоза.

1962 год был сложным для населения Танганьики (так называлась Танзания до 1964 года), как и много предыдущих лет. Всего за месяц до описанных событий страна освободилась от многолетнего колониального гнета, получив независимость. Конечно, этому предшествовала невероятная социальная напряженность, борьба за права, забастовки, агрессия, политическая нестабильность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Вопреки расхожему мнению, дети – самая уязвимая часть населения при любых социально-экономических потрясениях (хотя бы в силу недостатка жизненного опыта). Дети, с которых началась эпидемия, учились в школе-интернате с жесткими правилами, высокими требованиями и плохими условиями жизни. Они были разлучены с семьями (не забываем, что в те времена не было смартфонов и интернета). Понятно, что девочки находились в невероятно сложных психологически условиях. Добавим то, что они скорее всего были подростками, т.е. находились в самом сложном периоде психологической перестройки личности. Конечно, в какой-то момент их психика не выдержала и смех стал выходом всех сдерживаемых долгое время эмоций, способом заявить о своей боли, иносказательной просьбой о помощи. А еще – способом объединения, возможностью ощутить себя частью чего-то. Это сама по себе важная вещь для всех подростков, получившая название «реакция группирования» - все подростки мира делают это. А в данной школе группирование позволило девушкам почувствовать, что они не одиноки, не брошены, что их состояние понятно другим, и более того – другие находятся в таком же состоянии.

А вот психоз посвежее. И, кстати, из образованной и благополучной страны.

Осенью 2001 года в Соединенных Штатах ученики начальной школы заметили у себя кожные высыпания. Интересно, что стоило детям прийти домой - и сыпь проходила. Но в школе появлялась вновь. Тщательное медицинское обследование не показало никаких отклонений в состоянии здоровья детей. Причина сыпи не была найдена. Давайте задумаемся: осень 2001 года, США… Что предшествовало «сыпи»? Как чувствовали себя рядовые американцы?


Особенно богато на коллективные психозы было Средневековье.

До нас дошли свидетельства множественных массовых психозов Средневековья. Особенно часто они случались в монастырях. Например, во Франции одна из монахинь вдруг начала мяукать. Скоро к ней присоединились сестры, и "песни кошачьего хора" долгое время оглашали окрестности, пугая местных жителей.

Известен танцевальный психоз, когда 400 жителей Страсбурга танцевали на улицах города до полного изнеможения или даже смерти. Марафон танца начала фрау Троффеа, которая шла, пританцовывая, по улицам города. Горожане сначала смотрели на нее, а потом присоединялись к шествию, уже не в силах прервать собственный "танец".

В основе коллективных психозов лежит подражание и внушаемость. Поэтому более других подвержены ему дети и женщины, преимущественно малообразованные, не способные критично посмотреть на события, составить свое мнение о них. Кстати, длительный стресс делает абсолютно всех менее критичными и более внушаемыми. Имеет значение и склонность к демонстративности, желание привлечь к себе внимание других. Способствует распространению психоза длительное наращивание нервно-психологического напряжения. Массовый психоз может принять любые формы - удушье, спазмы, неконтролируемые движения.

Психолог онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).

Нажимайте на ссылки и читайте:

-2