Начну с того, что этот вокзал я помню с детства. Детство я своё провела в Подмосковье и будучи ребенком, приезжая в большой город для посещения парков/театров/музеев, моя Москва начиналась именно с Белорусского вокзала. Постоянное движение людей, отдельные платформы для движения пригородных поездов, особый запах поездов дальнего следования, но при этом сам вокзал и его территория очень аккуратные, даже уютные. Уверена, что комплекс зданий Белорусского вокзала видели и вы! Этот вокзал находится в центре Москвы, на пересечении Ленинградского проспекта/улицы Тверской-Ямской и Грузинского и Бутырского валов
Итак, в 1870 году в районе Тверской - ямской слободы, а по сути поселения ямщиков, осуществляющих извоз государственной почты из Москвы в Тверь, Великий Новгород и в Санкт-Петербург, был возведен железнодорожный вокзал, и так как движение поездов осуществлялось по маршруту Москва - Смоленск (и обратно), то и называться он стал Смоленским, но только год: 1870-1871гг.
Уже в 1871 году железнодорожное полотно было продлено до Бреста и в периоды 1871-1912 и 1917-1922 вокзал назывался Брестским
Город рос, движение расширялось, одной островной платформы и двух путей было крайне мало, началась модификация вокзальной территории и инфраструктуры, а также и самого вокзала. Проект возглавил инженер - архитектор Иван Струков (1864-1945 гг) и к 1912 году вокзал прирос симметричными постройками-крыльями, а вокзал стал именоваться Александровским (в честь императора Александра I) и так по 1917 год.
С 1922 по 1936 годы после объединения железных дорог, вокзал опять переименовали - Белорусско-Балтийский
С 1936 года за вокзалом закрепилось название Белорусский. В 1938 в правом крыле открылась станция метро Белорусская (радиальная).
Жизнь не стоит на месте, расширялся - менялся и Белорусский вокзал: в 1950-х годах преобразилась территория перед вокзалом - сначала был разбит сквер, а в 1951 году установлен памятник Максиму Горькому (с 2017 года памятник на прежнем месте); в начале 1952 года заработала станция метро Белорусская (кольцевая); в 1953 году за вокзалом было завершено строительство элитного по тем временам "Дома с башенками" - обратите внимание на фото ниже - башенки хорошо видны
Обратите внимание на элемент декора (и конечно, идеологии) купола здания между башнями - красное знамя (в 1930-е), красная звезда (в 1960-е), а в дореволюционные времена тут был установлен двуглавый орел... Сейчас нет ничего...
Знаете ли вы, что пассажиропоток вокзала составляет более 3,8 млн человек в месяц или более 1500 пассажиров в час?!
И сегодня жизнь большого города кипит, вокзал ждут грандиозные перемены - к концу 2023 года планируется полностью завершить реконструкцию платформ вокзала, после чего вокзал будет входить как в состав МЦД-1, так и в состав МЦД-4, завершится строительство соединительной железнодорожной ветки между Киевским и Белорусским направлениями. Подождем..., а пока вот так
Вокруг самого вокзала также идут многочисленные изменения - снесены постройки 1930 годов, возводятся железобетонные/стеклянные и, к сожалению, (исключительно моё мнение) бездушные конструкции. Не знаю, что получится в итоге, но пока на фоне этого новодела теряется и сам вокзал, и павильон метро Белорусская (кольцевая)...
Делитесь в комментариях нравится ли Вам Белорусский вокзал? Как относитесь к современным видоизменениям вокруг вокзала?
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые путешествия! Ставьте "лайк" - мне необходима ваша поддержка!
#город #вокзал #история #архитектура #москва #россия #белорусский_вокзал #метро #белорусская #город