Перед вами - Особняк Дерожинской - архитектурный шедевр Федора Шехтеля. Особняк построен в 1901–1903 годах для Александры Ивановны Дерожинской, дочери и единственной наследницы фабриканта Ивана Бутикова. В 1891 году Дерожинская уже вступила в права наследства, став владелицей нескольких деревень и большой фабрики в Москве. На момент заказа особняка у Шехтеля Александра Ивановна была женой коллежского ассессора Владимира Дерожинского. В 1908 году она стала Зиминой, выйдя замуж в третий раз за Ивана Зимина.
Начало 20 века относится к самому плодотворному десятилетию Шехтеля, когда зодчий построил свои самые известные сооружения. Особняк Дерожинской, как и каждый дом архитектора, отличается изысканным вкусом и смелыми решениями. Особняк практически не изменился со времени строительства, сохранились и необыкновенная витая чугунная ограда со стилизованными розами, и его фасады, и интерьеры.
Глядя на фасад, мы первым делом обращаем внимание на огромное арочное окно двусветного зала особняка. Высота зала — 11 м, а это дом в три этажа! Окно двусветного зала занимает почти весь фасад. Можно смело утверждать, что в начале XX века это было самое большое окно в Москве! Современники в воспоминаниях называли его окном «колоссальных, до 10 м, размеров».
Особняк построен стиле модерн, стиле, который всеми своими элементами и формами перекликается с темой природы, ее разнообразного растительного и животного мира. Плавные линии, использование разных материалов, отсутствие прямых углов — все это модерн. Вид из окна в сад также подчеркивает основной принцип модерна «единение с природой» — двусветный зал через окно плавно перетекает в сад. Даже стены особняка облицованы зеленой керамической плиткой, подчеркивая природные мотивы. Над входной дверью помещено изображение девы Лорелеи с распущенными волосами, героини красивой легенды о прекрасной деве-сирене Рейна, которая заманивает своим пением корабельщиков и рыбаков к опасным рифам у скал.
Интерьеры особняка также прекрасны и достойны любования. Для оформления двусветного зала Шехтель нанял известного художника Виктора Борисова-Мусатова, который с энтузиазмом взялся за работу над эскизами цикла «Времена года».
Однако, когда эскизы уже были подготовлены художником и всем понравились, Дерожинская решила сэкономить и предложила за фрески гроши, по словам самого художника. Борисов-Мусатов про это написал в письме к Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско». Он очень переживал, что не смог написать фрески, а вскоре он умер. Оригинальные эскизы художника были выкуплены Третьяковской галереей и хранятся в ней до сих пор. В 2009 году во время реставрационных работ первоначальная идея Шехтеля спустя 100 лет была воплощена — сегодня принты фресок Борисова-Мусатова украшают холл.
Фирменный камин архитектора украшен двумя гигантскими фигурами мужчины и женщины. Размер фигур колоссален и составляет полтора человеческого роста.
Оригинально оформлена библиотека, совмещенная с кабинетом. Перед нами богатая деревянная резьба в виде листьев, образующих декоративную стенку, за которой прячется лесенка на галерею библиотеки.
Потрясающей красоты парадная деревянная лестница с цветочным орнаментом также дошла до нас в своем первозданном виде.
В столовой Дерожинской сохранились даже встроенная мебель и буфет.
В спальне Дерожинской стоит еще один необыкновенный камин.
Оригинально решено встроенное освещение в одной из комнат особняка.
Шехтель продумывал каждую мелочь — чего стоят оригинальные декоративные ручки дверей в виде огромного паука!
В 1917 году особняк национализировали, Дерожинских из особняка выселили. Они не уехали, а остались после революции в Москве. В доме какое-то время работала Китайская миссия, затем представительства союзных республик. С 1959 года особняк отдан под резиденцию посла Австралии, и во многом, благодаря заботливому отношению посла к своему владению, дом находится в прекрасном состоянии. Как многие посольские особняки, посетить его можно во время дней наследия.