Продолжаю повествование о Благовещении (показано на картине под заголовком) . В предыдущем выпуске мы остановились на том, что существует два подходах определению даты этого величайшего события.
Мессия должен увидеть свет в один из дней зимнего солнцестояния под знаком Козерога. Зачать Его следует под знаком Девы за девять месяцев до назначенной даты рождения. Это оставляет только два дня: 25 марта и 25 декабря.
Поэтому именно 25 декабря не позднее IV века повсеместно было принято за день рождения Бога-Сына.
Второй подход cвязан с датой сотворения человека. Ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагали, что Благовещение и зачатие Иисуса произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал Адама, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление рода людского).
Празднование Благовещения в день 25 марта является распространённым, но не общепринятым. В разных конфессиях существуют несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду.
Чтобы избежать путаницы, даты даны по нашему календарю, а не древнееврейскому. И, конечно, зодиакальные созвездия назывались иначе. Позднее появилось еврейское предание, что Мешиах родится 9 аба — по нашему 1 августа. Но эта дата не связана ни с каким регулярным астрономическим явлением, к которым обычно приурочивали древние народы даты рождения своих богов.
В вопросе о Благовещении между католиками и православными существует серьезное разногласие: первые считают, что оно произошло один раз в одном месте, вторые – два раза в двух разных местах. Об одном событии рассказал только Лука, однако, к сожалению, не указал, где все происходило.
Версия православных нашла своё отражение в апокрифических текстах: «Протоевангелии Иакова» (II век) и «Книги о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя», известной также как «Евангелие Псевдо-Матфея» (не ранее IX века). Они не изменяют общей истории, но добавляют к ней ряд подробностей, которые не отвергаются церковью и даже легли в иконографию этого праздника.
Православные полагают, что чудеса Благовещения начались у так называемого колодца Марии, ныне расположенного на площади Святого Источника в Назарете. Этот эпизод еще называют «предблаговещением». Кроме того, здесь Богоматерь после родов купала Младенца, а отрок Иисус носил отсюда воду, которая считается целебной.
Колодец, обнаруженный под греческой православной церковью Архангела Гавриила в современном Назарете, был расположен над подземным родником, который служил на протяжении многих веков как главный источник воды для местных жителей. Ремонтировался он дважды: в 1967 и в 2000 годах. Нынешний вид является символическим отображением исторического оригинала. С 1966 года он утратил практическое значение. Теперь над ним возведена церковь Благовещения Архангела Гавриила.
Самый ранний письменный источник, который подтверждает, что именно этот колодец был местом Благовещения — «Протоевангелие Иакова», относящееся ко II веку:«… взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» («Протоев. Иакова», 11: 1-2).
Однако, ни евангелисты-синоптики Лука, Марк, Матфей, ни Иоанн не упоминают колодец в эпизоде Благовещения.
Коран рассказывает о духе, посещавшем Деву Марию, чтобы сообщить Ей, что Господь даровал Ей сына, при этом колодец тоже не упоминается.
В дохристианскую эпоху колодец был известен как «источник дома сторожей», поскольку в зданиях, расположенных рядом, проживали стражники, охранявшие основную дорогу.
«Колодец Марии» или «Айн Марьям», как называли его местные жители, назывался так с незапамятных времён и был единственным источником воды в этом районе. Это подтверждали несколько европейских путешественников в XIX веке.
Один из них в июне 1853 года указывал, что «воды в источнике было очень мало этим летним сезоном, она едва сочилась, заставляя тревожиться местных жителей. Всю ночь женщины были там со своими кувшинами, болтали, смеялись или ругались из-за очереди за водой. Слышались вольности в разговорах дерзких девиц, которые использовали имя Мариам (Мария) в шутках у фонтана в Назарете».
Картина Поленова изображает, как мог бы выглядеть Колодец Марии в I веке нашей эры.
Хотя нынешнее строение, называемое Колодец Девы Марии, - не работающая реконструкция, открытая в рамках празднования 2000-летия Назарета, исторический подлинник представлял собой каменное сооружение, что видно на фотографических открытках начала XX века.
На протяжении столетий жители собирались здесь, чтобы заполнить водой кувшины (до 1966 года), отдохнуть и обменяться новостями. Раскопки обнаружили систему подземных вод.
Продолжение - в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3984/