Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2. Глава 2.

Благовещение. Художник Александр Иванов. 1851 г. Открытые источники.
Благовещение. Художник Александр Иванов. 1851 г. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжаю повествование о Благовещении (показано на картине под заголовком) . В предыдущем выпуске мы остановились на том, что существует два подходах определению даты этого величайшего события.

Мессия должен увидеть свет в один из дней зимнего солнцестояния под знаком Козерога. Зачать Его следует под знаком Девы за девять месяцев до назначенной даты рождения. Это оставляет только два дня: 25 марта и 25 декабря.

Поэтому именно 25 декабря не позднее IV века повсеместно было принято за день рождения Бога-Сына.

Второй подход cвязан с датой сотворения человека. Ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагали, что Благовещение и зачатие Иисуса произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал Адама, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление рода людского).

Создание Адама. Микеланджело. Открытые источники.
Создание Адама. Микеланджело. Открытые источники.

Празднование Благовещения в день 25 марта является распространённым, но не общепринятым. В разных конфессиях существуют несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду.

Чтобы избежать путаницы, даты даны по нашему календарю, а не древнееврейскому. И, конечно, зодиакальные созвездия назывались иначе. Позднее появилось еврейское предание, что Мешиах родится 9 аба — по нашему 1 августа. Но эта дата не связана ни с каким регулярным астрономическим явлением, к которым обычно приурочивали древние народы даты рождения своих богов.

Сравнение древних календарей. Слева - направо: римский юлианский календарь, ортодоксальный иудейский календарь, иудейский календарь юбилеев, египетский фискальный календарь. The Lion. Handbook to the Bible. England 1973.
Сравнение древних календарей. Слева - направо: римский юлианский календарь, ортодоксальный иудейский календарь, иудейский календарь юбилеев, египетский фискальный календарь. The Lion. Handbook to the Bible. England 1973.

В вопросе о Благовещении между католиками и православными существует серьезное разногласие: первые считают, что оно произошло один раз в одном месте, вторые – два раза в двух разных местах. Об одном событии рассказал только Лука, однако, к сожалению, не указал, где все происходило.

Версия православных нашла своё отражение в апокрифических текстах: «Протоевангелии Иакова» (II век) и «Книги о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя», известной также как «Евангелие Псевдо-Матфея» (не ранее IX века). Они не изменяют общей истории, но добавляют к ней ряд подробностей, которые не отвергаются церковью и даже легли в иконографию этого праздника.

«Протоевангелие Иакова». Открытые источники.
«Протоевангелие Иакова». Открытые источники.

Православные полагают, что чудеса Благовещения начались у так называемого колодца Марии, ныне расположенного на площади Святого Источника в Назарете. Этот эпизод еще называют «предблаговещением». Кроме того, здесь Богоматерь после родов купала Младенца, а отрок Иисус носил отсюда воду, которая считается целебной.

Площадь Святого Источника в современном Назарете. Открытые источники.
Площадь Святого Источника в современном Назарете. Открытые источники.

Колодец, обнаруженный под греческой православной церковью Архангела Гавриила в современном Назарете, был расположен над подземным родником, который служил на протяжении многих веков как главный источник воды для местных жителей. Ремонтировался он дважды: в 1967 и в 2000 годах. Нынешний вид является символическим отображением исторического оригинала. С 1966 года он утратил практическое значение. Теперь над ним возведена церковь Благовещения Архангела Гавриила.

Церковь Благовещения Гавриила. Открытые источники.
Церковь Благовещения Гавриила. Открытые источники.

Самый ранний письменный источник, который подтверждает, что именно этот колодец был местом Благовещения — «Протоевангелие Иакова», относящееся ко II веку:«… взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» («Протоев. Иакова», 11: 1-2).

Благовещение у источника Марии. Мозаика. Осиос Лукас. Открытые источники.
Благовещение у источника Марии. Мозаика. Осиос Лукас. Открытые источники.

Однако, ни евангелисты-синоптики Лука, Марк, Матфей, ни Иоанн не упоминают колодец в эпизоде Благовещения.

Коран рассказывает о духе, посещавшем Деву Марию, чтобы сообщить Ей, что Господь даровал Ей сына, при этом колодец тоже не упоминается.

В дохристианскую эпоху колодец был известен как «источник дома сторожей», поскольку в зданиях, расположенных рядом, проживали стражники, охранявшие основную дорогу.

«Колодец Марии» или «Айн Марьям», как называли его   местные жители, назывался так с незапамятных времён и был единственным источником воды в этом районе. Это подтверждали несколько европейских путешественников в XIX веке.

Один из них в июне 1853 года указывал, что «воды в источнике было очень мало этим летним сезоном, она едва сочилась, заставляя тревожиться местных жителей. Всю ночь женщины были там со своими кувшинами, болтали, смеялись или ругались из-за очереди за водой. Слышались вольности в разговорах дерзких девиц, которые использовали имя Мариам (Мария) в шутках у фонтана в Назарете».

Василий Поленов, «Колодец Марии». Открытые источники.
Василий Поленов, «Колодец Марии». Открытые источники.

Картина Поленова изображает, как мог бы выглядеть Колодец Марии в I веке нашей эры.

Хотя нынешнее строение, называемое Колодец Девы Марии, - не работающая реконструкция, открытая в рамках празднования 2000-летия Назарета, исторический подлинник представлял собой каменное сооружение, что видно на фотографических открытках начала XX века.

Колодец Марии. Открытые источники.
Колодец Марии. Открытые источники.

На протяжении столетий жители собирались здесь, чтобы заполнить водой кувшины (до 1966 года), отдохнуть и обменяться новостями. Раскопки обнаружили систему подземных вод.

Продолжение - в следующей главе.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3984/