Многих родителей беспокоит вопрос: «Как развить речь до школы?»
Мы попросили ответить на этот вопрос Ведущего детского невролога Федеральной Сети Клиник «Реацентра», доктора медицинских наук — Гаврилову Татьяну Алексеевну:
Речь - это основа интеллекта, с помощью речи дети общаются друг с другом, набирают кругозор, усваивают учебный материал. Поэтому понятно стремление родителей улучшить речевое развитие своих детей до школы.
Что делать? Как помочь ребенку развиваться правильно?
Совершенно необязательно, что ребенку нужны именно ноотропы. Есть целый ряд медицинских и педагогических услуг, направленных на развитие речи.
СПРАВКА:
«Реацентр» - это крупный медицинский центр, в который обращаются дети с различными вариантами нарушений речи: задержками развития речи, алалией, дизартрией и даже аутизмом.
В Самаре наше отделение функционирует уже 28 лет. «Реацентр» постоянно внедряет самые современные технологии, помогающие детям с задержками развития догнать своих сверстников. Наши специалисты: врачи неврологи-рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, массажисты имеют огромный опыт работы именно с такими детьми.
Педагогические и медицинские услуги, которые применяют в «Реацентре» направлены на развитие речи:
Логопедический массаж — улучшает тонус речевой мускулатуры, помогает ребенку справиться с нарушением дикции. Уменьшает избыточное слюнотечение.
Занятия с логопедом — направлены на развитие речи, расширение словарного запаса, постановку звуков, развитие навыков построения фраз, предложений и рассказов.
Занятия с дефектологом — помогают ребенку освоить такие основные понятия, как ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР, выучить диких и домашних животных, научиться группировать предметы (одежду, мебель, транспорт и пр.) по основным признакам, и самое главное — эти занятия развивают логическое мышление.
Занятия с детским специальным психологом позволяют развить память, внимание, мышление. Они помогают дошколятам и школьникам развить навыки чтения, письма, счета.
Занятия с нейропсихологом учат ребенка планировать, контролировать и регулировать свои движения. Занятия формируют навык выполнения инструкций улучшают зрительное восприятие и внимание.
Занятия в аудиотренажере — позволяют ребенку слышать одновременно свой голос и голос логопеда. Звуковой фильтр усиливает речевой диапазон и выделяет речь из фонового шума окружающей среды. Голос в наушниках звучит четче, яркая тембровка привлекает внимание ребенка и вызывает желание произносить слова.
Обучение жеванию - логопед с помощью индивидуального тренажера обучает ребенка пережевывать пищу и формирует навык ее автоматического проглатывания.
АВА-терапия. Развивающие занятия у детей с Аутизмом включают элементы АВА-терапии, подбор учебных пособий, применение карточек Домана и кинетического песка, а также утяжеляющего одеяла для успокоения.
Занятия по сенсорной интеграции необходимы для восстановления правильного восприятия и осознания окружающего мира. Показаны детям с нарушением слухового и зрительного восприятия (когда не обращают внимания на речь, не понимают, что видят вокруг, «стеклянный взгляд»), детям с нарушением тактильной и болевой чувствительности, а так же склонным к аутостимуляциям.
Занятия с детским психологом, направленные на выработку навыков самообслуживания. Важно научить ребенка с задержкой развития самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет, мыть руки и т.д. Занятия проводятся в специально оборудованной комнате, имитирующей домашнюю обстановку (спальню, кухню, туалет).
Мануальная терапия. "Мягкая" мануальная техника постизометрическая релаксация, которая расслабляет напряженные мышцы шеи, снимает блоки и улучшает ток крови к головному мозгу по позвоночным артериям.
Линейный массаж необходим детям с перинатальной патологией ЦНС, задержкой психо-моторного развития, нарушением мышечного тонуса, угрозой ДЦП. Он позволяет выборочно оказывать лечебное воздействие на различные группы мышц: расслаблять напряженные спастичные мышцы и тонизировать ослабленные паретичные мышцы.
Занятия ЛФК. Для развития новых двигательных навыков ребенку с перинатальным поражением ЦНС, угрозой развития ДЦП необходимы занятия ЛФК. В Реацентре занятия проводят грамотные инструктора. Занятия с применением мягких модулей, костюма Адели и детских тренажеров помогают выработать жизненно необходимые навыки: научить ребенка удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить
Песочная терапия. Разновидность арт-терапии - рисование цветным песком на световом столе. Развивает мелкую моторику рук, наглядно-образное мышление, учит ребенка ориентироваться в пространстве, помогает повысить познавательный интерес и выучить понятия «левой» и «правой» руки. Приучает ребенка выполнять речевые инструкции.
Электроэнцефалограмма. При поступлении на лечение детям проводится ЭЭГ - для выявления противопоказаний и коррекции схемы лечения. Если у ребенка выявлена судорожная готовность, то лечение проводить можно, но по щадящей схеме (точки над очагами эпилептиформной активности не используются). В Самаре так же проводится ЭЭГ-мониторинг.
Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК) — зависимая стимуляция головного мозга с помощью звуковых раздражителей в виде музыкального ряда. У детей с задержкой психоречевого развития и аутизмом БАК способствует увеличению интереса к окружающей среде, повышает способности к запоминанию и анализу информации. Активизирует познавательную и игровую деятельности. Повышает концентрацию внимания.
У многих деток задержка речи является последствием перинатального поражения нервной системы (тяжело протекающая беременность, сложные роды, недоношенность и др.) и повышенного внутричерепного давления. В таком случае педагогических процедур оказывается недостаточно (например: ребенок ранее долгое время посещал логопеда, но речь так и не развилась до нормы), в таком случае детям проводится микротоковая рефлексотерапия.
Сверхмалые электрические импульсы (равные по силе импульсам, протекающим в нервной системе) позволяют восстановить работу речевых зон головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, желание вступать в речевой контакт.
В процессе лечение стабилизируется внутричерепное давление, лечение также направлено на снижение возбудимости.
Комплексное медико-педагогическое воздействие позволяет развить речь и подготовить ребенка к процессу обучения.
Родителей интересует вопрос, разрешен ли метод к применению у детей ?
Микротоковая рефлексотерапия — новая медицинская технология была разрешена Минздравом РФ в 2010 году для лечения детей с задержками речевого и двигательного развития. МТРТ была разработана научными сотрудниками Центрального отделения ФСК «Реацентр». Возглавляет научную работу д.м.н. Гаврилова Татьяна Алексеевна.
Разрешение на применение технологии было выдано Минздравом Реацентру как разработчику.
Какие методы помогут развить речь ребенку, становится понятно после консультации заведующей детским отделением неврологии и рефлексотерапии.
Записаться на консультацию вы можете по телефонам на сайте.
г.Самара, Ново-Вокзальный тупик, 21а
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.