Как многие из вас помнят, на заре популярности маркетплейсов продавцы клали в свои товары яркие стикеры, бумажки и прочую ерунду, чтобы мотивировать покупателя оставить хороший отзыв. Суть была очень проста - человек оставлял отзыв, присылал на вотс ап/ телеграмм продавцу скрин и получал деньги на телефон/карту. Плюс, конечно, особняком стоят самовыкупы товаров для написания хороших отзывов. Со всеми этими "серыми" способами продвижения маркетплейсы с разной успешностью борются.
ОЗОН, надо отдать должное их продуктовой команде, быстро вычислил эти фишки с накрутками и выпустил решение, как использовать себе любимому во благо. А именно, каждый продавец получил возможность в личном кабинете запустить компанию "Отзывы за баллы" и предложить покупателю оставить отзыв после покупки. Продавец мог гибко настраивать компанию: делать ставки за отзыв по своему усмотрению, причем ставки за текстовый, фото и видео отзыв отличаются:
Самое важное то, что покупатель ДО покупки товар не видел начисляются отзывы за баллы или нет. Баллы за отзыв можно было потратить на оплату до 25% стоимости следующей покупки. При этом, некоторые продавцы жаловались, что есть "продвинутые" покупатели, которые покупают их товар, пишут и получают баллы, а затем возвращают товары. Процедура возврата товара в ОЗОН легка и удобна, а вот баллы остаются у покупателя и вуаля покупаешь со скидкой.
Вчера ОЗОН объявил о том, что клиенты ещё до покупки будут видеть по специальному бейджу на товара, что продавец начисляет баллы за отзыв. На товарной плашке будет написано сколько баллов можно будет получить за отзыв. При этом ОЗОН сразу ввел размер минимальных ставок, которые может ставить продавец: 300 баллов — за текстовый отзыв; 500 баллов — за отзыв с фото или видео. Таким образом, что мы имеем. Покупатели теперь видят сколько баллов получат за отзыв, а значитнесомненно кратно возрастет число любителей возвращать товары и получать бонусы на следующие покупки. Вероятнее тот продавец, который первым запустит баллы по новой системе ОЗОН, получит определенное преимущество и рост продаж. А значит, и его конкуренты будут вынуждены переходить на новый механизм и раскрыть бонусы за отзыв. Понятное дело, что это очередное фактически скрытое повышение комиссий для продавца, а для маркетплейса попытка привлечь от фиолетового конкурента и удержать покупателя.
Вопрос вот в чем. Какое количество продавцов заложит повышенную стоимость баллов за отзыв в цену товара и насколько увеличится процент возвратов от недобросовестных покупателей?