Немецкую кирху в советское время перестроили в Дворец Культуры работников связи. Рассказываем, как на набережной Мойки появилось здание, которое по своему стилю отличается от всех строений вокруг.
Романо-готическая кирха
Немецкая реформатская община до середины XIX века не имела своей церкви, поэтому проводила службы во французском храме на Большой Конюшенной улице. Количество прихожан росло, главы общины обратились к петербургским властям. Немцам бесплатно выделили землю на пересечении Почтамтского переулка, реки Мойки и Большой Морской улицы. Проект для церкви сделал архитектор Гаральд Боссе, руководил строительством Давид Гримм. Работы велись на средства прихода, численность которого была не более 3000 человек. Им пришлось собрать около 200 тысяч рублей.
В 1862 году в стране широко отмечали тысячелетие Руси, кирху заложили в день праздника. Здание возвели кирпичным, его фасады оставили неоштукатуренными, на окнах сделали цветные витражи. На первом этаже оборудовали квартиру для пастора, рядом была школа, церковь находилась на втором. Строение осветили в 1865 году.
Спустя 10 лет в нём произошёл сильный пожар. За два года реформаторский храм восстановили, колокольню в нём сделали выше — 64 метра.
Художник Александр Бенуа в книге «Мои воспоминания» писал, что в возрасте 16-17 лет он со своей невестой восемь месяцев подряд посещал воскресные богослужения в кирхе на Мойке. Им нравилось, что внешне церковь напоминает романские храмы из книг. «На первых порах нам нравилось и то, что вся служба была сведена к самым простым формам, в чем нам чудилась простота первых веков христианства, – к проповеди, к двум-трем молитвам, к пению псалмов всей общиной под внушительные звуки превосходного органа, а при выходе прихожан из церкви раздавались либо чудесный прелюд Баха, либо какая-нибудь его фуга, которые так чудесно звучали под пальцами знаменитого в Петербурге виртуоза Томилиуса», — вспоминал в своей книге Бенуа.
Они слушали проповедь пастора Дальтона, но им было сложно её выдержать. Александр Бенуа писал, что он говорил сдавленным голосом, используя мимику и пантомиму. На службах пастор кричал, говорил шёпотом, мог бить себя в грудь. Дальтон призывал богатых помогать бедным. Он инициировал строительство детского приюта в Парголове, проводил лекцию о проституции, помогал Евангелическому госпиталю. В 1888 году священнослужитель покинул Российскую империю в знак протеста. Он направил письмо обер-прокурору Синода Победоносцеву, в котором говорил об угнетении протестантов на окраинах страны. До революции пастором кирхи на Мойке был Эрнст Гельдерблом.
Конструктивизм в Советское время
Кирха была открыта до 1929 года, далее в здании разместили общежитие. Знаменитый орган списали в утиль. Архитекторы Гринберг и Райц полностью перестроили церковь, придав ей конструктивистский стиль.
Скульпторы Аверкиев, Николаев и Шульц сделали композиции, состоящие из фигур рабочих, крестьян, матросов и красноармейцев. Их до сих пор можно увидеть на Дворце Культуры работников связи.
Александр Бенуа в эмиграции узнал о том, что церкви больше нет. «Разрушили тот грандиозный архитектурный памятник середины XIX века. На ее месте, опять по слухам, выросло подобие какого-то небоскреба. Это жаль – Reformierte Kirche придавала большую живописность всему данному городскому пейзажу, образованному слиянием Морской улицы с набережной Мойки», — писал он в своих мемуарах.
Внутри Дворца Культуры оборудовали кинозал, концертный зал, помещения для секций и библиотеку. В конце XX века в здании начали проводить рок-концерты. В нём выступали «Аквариум», «Кино», музыканты записывали свои песни.
Что сейчас со зданием?
В XXI веке Дворец Культуры работников связи внесли в перечень объектов культурного наследия Петербурга. Его уже не смогут перестроить обратно в церковь, как это сделали с Яани Кирик. Сейчас здание находится в аварийном состоянии, на нём висят строительные леса. По сведениям онлайн-карт, в доме расположен региональный учебный центр Почты России.