Найти тему

Бесхозные (брошенные) инженерные сети: откуда они берутся и как решать проблему?

фото из интернета
фото из интернета

Проблема бесхозных сетей в последнее время стоит всё более остро в связи с многочисленными авариями на инженерных коммуникациях. Ситуация, при которой протяжённые объекты внешних сетей никто не обслуживает — является опасной как для коммунальной инфраструктуры, в целом, так и для жителей, в частности.

Откуда берутся бесхозные сети?

Под бесхозяйными сетями мы понимаем внешние сети инженерно-технического обеспечения, которые используются для поставки в многоквартирный дом коммунального ресурса (холодной или горячей воды, отведения сточных вод).

Чаще всего бесхозные сети образуются по причине неумной градостроительной политики. Если мы говорим про старые дома, скажем, построенные до начала 2000х годов, то проблема с бесхозом перед ними стоит не особо остро: граница по внешним сетям определяется по наружной стене дома. Единственный риск для таких объектов — транзитные сети. Транзитные сети — наследие советского городского строительства, когда всё вокруг было общее и в то же время ничьё. Понятие сервитутов отсутствовало, а поэтому строители руководствовались принципом "прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками". Исходя из этого постулата инженерные сети в объекты капитального строительства иногда прокладывались через сторонние подвалы и земельные участки. В ряде домов транзитные сети не закреплены за отдельными владельцами до настоящего времени.

Если говорить про новые дома, то есть те дома, которые строились в последние 20 лет, то ситуация с бесхозом отличается в разных регионах и завязана на особенности муниципальной градостроительной политики. Если регион богатый, то обычно муниципалитет берет на свой баланс все внешние сети в отношении многоквартирных домов. Но большинство российских регионов не могут считаться богатыми, а поэтому муниципалитет старается экономить на всём, включая и обслуживание инженерных сетей. Градостроительная политика в таких регионах строится следующим образом. Муниципалитет выделяет застройщику определенный участок под комплексную застройку территории, например, множества многоквартирных домов. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 16 закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения. В лучшем случае муниципалитет тянет коммуникации до границы земельного участка, который отводится под застройку территории застройщиком. Затем застройщик делает самостоятельные подключения каждого из многоквартирных домов внутри данного участка. Затем, когда застройщик построит объект, то инженерные сети в границах земельного участка дома он закрепляет в виде общего имущества за управляющей компанией от застройщика, которую он выбирает сам через п. 14 ст. 161 ЖК РФ. После чего обычно эта же управляющая компания "выбирается" жителями не как назначенная, а как "выбранная" и управляет домом и всеми внешними сетями, которые застройщик повесил на дом. Жители об этом ничего не знают до тех пор, пока в доме не будет создано ТСЖ.

Почему так происходит? Дело в том, что в Положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (от 28.10.2014 № 1110) есть норма о том, что к грубым нарушениям лицензионных требований относятся не заключение лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Если управляющая компания начнёт артачиться с ресурсником по поводу внешних сетей, то ресурсник пожалуется на неё в жилищную инспекцию и при повторном нарушении управляющая компания потеряет или отдельный дом или весь бизнес. У управляющих компаний нет инструментов и возможностей сопротивляться ресурснику, поэтому они берут дома в управление как есть, со всеми плетями внешних сетей. Естественно, жители оплачивают содержание внешних сетей из своего кармана: по тепловым сетям за каждый их метр оплачиваются тепловые потери доставки тепловой энергии. Платятся потери по электрической энергии (где точка подключения обычно в трансформаторной подстанции, а не во вводно-распределительном устройстве дома). Жители оплачивают прочистку канализации по внешним сетям отведения сточных вод.

фото из интернета
фото из интернета

Как осуществляется постановка на учёт бесхозных водопроводов в городском округе?

Согласно статье 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; а также организация в границах городского округа водоснабжения, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии со статьёй 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами органов местного самоуправления.

На основании статьи 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее — Закон № 416-ФЗ) водопроводная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. В соответствии со статьёй 6 Закона № 416-ФЗ организация водоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

На основании статьи 225 ГК РФ бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктом 5 "Порядка принятия на учёт бесхозных недвижимых вещей", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городского округа в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Отсутствие собственника и соответствующего контроля за водопроводом может вызвать наступление тяжких последствий — разрушение сетей водоснабжения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации в виде нарушения порядка предоставления коммунальных услуг.

Идеальная схема решения проблемы с бесхозом описана в ст. 225 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Затем, в соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозных объектов централизованных систем горячего или холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

#ВодоканалНТ #НижнийТагил #бесхоз