Показываю документ, на котором 200 лет основывалась власть японцев на Хоккайдо (спойлер: в нём нет ни слова о Хоккайдо)

3,7K прочитали

В разных исторических музеях Хоккайдо любят демонстрировать один документ, на котором на протяжении двухсот лет — с начала XVII до начала XIX вв. — основывал свою власть на острове дом князей Мацумаэ. Вот копия этого документа на экспозиции об истории острова в здании бывшего губернаторства Хоккайдо:

В разных исторических музеях Хоккайдо любят демонстрировать один документ, на котором на протяжении двухсот лет — с начала XVII до начала XIX вв. — основывал свою власть на острове дом князей Мацумаэ.

Это так называемая лицензия с чёрной печатью Токугава Иэясу. Основатель последней династии сёгунов в 1604 году выдал эту лицензию главе дома Мацумаэ, Мацумаэ Ёсихиро (1548–1616), после того как тот признал себя его вассалом. Что же это за лицензия? Давайте прочтём её текст.

Установления
Лицам, приезжающим в Мацумаэ из других провинций, запрещается осуществлять торговлю с восточными варварами напрямую без разрешения Сима-но ками.
О лицах, которые пересекают море и ведут торговлю без разрешения Сима-но ками, следует непременно докладывать. Примечание: что касается восточных варваров, они могут ездить туда, куда им будет угодно.
Строго запрещается обходиться с восточными варварами несправедливо.
Те, кто нарушит вышеуказанные условия, будут строго наказаны. Отныне да будет так.
27 числа 1-го месяца 9-го года Кэйтё (26 февраля 1604 г.)

Итак, о чём же говорит этот документ?

"Сима-ко ками" ("Правитель провинции Сима") — это почётный титул князя Мацумаэ Ёсихиро. "Восточные варвары" — это айны. Таким образом, эта лицензия предоставляла дому Мацумаэ монопольное право на выдачу японцам из других провинций разрешений для торговли с айнами. Проще говоря, с этого времени именно князь Мацумаэ решал, кому из японцев можно торговать с айнами, а кому нельзя.

Похожие лицензии с личной печатью Токугава Иэясу и последующие сёгуны выдавали и другим князьям, но в них предоставлялось право на управление той или иной территорий — провинцией или несколькими уездами. В лицензии же князю Мацумаэ о землях нет ни слова — только о торговле.

Фамильное кладбище князей Мацумаэ
Фамильное кладбище князей Мацумаэ

Также обращает на себя внимание примечание ко второму пункту лицензии, в котором айнам предоставлялась полная свобода передвижений. Такое «предоставление», однако, скорее отражало реальное положение дел, когда у дома Мацумаэ еще не было достаточных политических инструментов, позволявших осуществлять более строгий контроль за айнским населением острова.

Согласно законам периода Токугава, если житель самовольно покидал территорию княжества и совершал преступление на территории других княжеств, это в том числе вменялось в вину властям княжества, выходцем из которого он был. Таким образом, текст установлений Токугава Иэясу подтверждал, что айны не являются жителями княжества Мацумаэ и не подчиняются князю, в отличие от проживавших там японцев.

То есть, по сути, этот документ не только не может служить основанием для власти князей Мацумаэ на всём острове Хоккайдо, но наоборот — является свидетельством обратного.

Один из входов в замок Мацумаэ
Один из входов в замок Мацумаэ

Кстати, это понимали и сами японцы. Когда на рубеже XVIII–XIX вв. возникла опасность отчуждения айнских земель Россией и встал вопрос о переводе их под прямое управление сёгунов Токугава, чиновник центрального правительства Кондо Дзюдзо в своей докладной записке ссылался именно на эту лицензию, говоря, что Курильские острова, как и другие земли айнов не передавались князю Мацумаэ в управление — в ней говорилось лишь о контроле за торговлей с айнами, а потому сёгун может спокойно взять их под свой контроль.

Спасибо, что дочитали до конца! Это повод поставить лайк и подписаться, если вы ещё этого не сделали. Мой канал — об истории и культуре Японии и айнов — коренного населения Хоккайдо, Сахалина и Курильских островов.