Найти тему
Художник Katerina Shep

О детском творчестве

❗Решила написать небольшую заметку о детском творчестве, основываясь на тех материалах которые я смогла изучить, структурировать мысли

и сделать некоторый итог для себя. Надеюсь будет полезно.С середины 20го века, педагоги, психологии, арт-терапевты и в том числе учителя детского творчества, задавались вопросом и выдвигали различные концепции почему в раннем возрасте дети начинают рисовать? И зачем дети рисуют? 

Сторонники «моторной» теории считают, что рисование для маленьких детей — это выражение постоянного стремления к движению. Рисуя, ребенок выпускает излишки энергии. «Интеллектуалистическая» теория полагает, что рисунок — отражение знаний о предмете, а не изображение предмета. В теории «комплексных переживаний» рисование — средство для выражения чувств. Ребенок изображает внутреннее эмоциональное состояние, а не предметы. «Подражательная» теория подразумевает, что дети рисуют без природных потребностей, из желания повторять действия взрослых.

Скорее, первые попытки рисования — действия комплексные. Ребенок делает все сразу: развивает моторные навыки, имитирует взрослых и пробует способы самовыражения. Рисование дает шанс видеть результаты собственных действий. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача внутреннего состояния с помощью художественных средств. Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.

Детский рисунок изменяется с возрастом, проходя несколько стадий. И только на последней из них — правдоподобной — ребенок изображает предметы и явления реалистично. До этого в рисунке ребёнок транслирует собственное представление об этих вещах и отношение к ним. Детские картинки непосредственны и эмоциональны, а автор рисует внутренние переживания. Поэтому портреты любимых людей или изображения предметов, сделанные детьми под сильным впечатлением (после посещения зоопарка, например), получаются такими удачными.

Также стоит отметить, что девочки и мальчики рисуют по-разному: девочки изображают собственно предметы, мальчики — отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить рациональные решения, строить композицию, изменять форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики — перспективу.

Для создания «качественного», выразительного графического образа, ребенку желательно владеть многообразными способами изображения и уметь самостоятельно выбрать подходящий, уметь дополнять и изменять образ, не останавливаясь на шаблоне. Исходя из этого, создаётся образное представление, как развивать навыки рисования.

Структурировать периодизацию стадий развития детского рисунка предложил Георг Кершенштейнер. Эту градацию стадий и взял за основу российский психолог Лев Выготский, укоренивший структуру классификаций в советской психологии. Обобщив выделенные классификации, Анатолий Смирнов (Смирнов А. А. Психология ребенка и подростка. М., 1927). предложил различать пять стадий в развитии детского рисунка.

1. Лишенные смысла штрихи, или каракули. Это непроизвольные линии, нанесенные в хаотическом беспорядке.

2. Бесформенные изображения. Визуально иногда неотличимы от рисунков первого этапа. Но теперь ребенок стремится найти в созданном рисунке смысл.

3. Схематические изображения. В это время ребенок делает рисунки, построенные по определенным канонам (небо и земля в виде полосок на краях листа, отсутствие перспективы и пропорциональных соотношений предметов).

4. Правдоподобные изображения, или «полусхемы». Предметы приобретают свой действительный размер и внешний вид, появляются попытки изобразить разные планы, найти верные соотношения размеров. Люди принимают разнообразные позы, вещи — положения. 

5. Правильные изображения. Стадия характеризуется реалистичными рисунками с перспективой, объемом, светотенью. Серьезные исследования детского рисунка повлияли на изменение отношения к творчеству ребенка и практически полностью изменили педагогическую концепцию того времени.

Чтобы помочь ребенку на первых этапах: создайте комфортные условия для рисования ребенка. Заранее примиритесь с тем, что художник будет страшно пачкаться. Если дома тепло, разденьте или выделите одежду, бельё для рисования, а пол в «мастерской» застелить клеенкой. За стол малыша лучше не сажать — мало места и дискомфортно, так как усидчивость ещё не развита. Чем меньше ребенок, тем большего размера выдавайте лист и кисть или рисуйте руками. 

Из опыта, для рисования детей подходящие краски - гуашь, при желании разводится до жидкой консистенции, на подобные акварели. Так же подойдут пальчиковые краски. 

Полезно помнить, что на этом этапе излишне хоть как-то направлять действия ребенка. Пустите все на самотек. Если малыш уже который месяц выводит однообразные штрихи, не стоит торопиться учить, как рисовать зигзаги или волнистые линии. В каждом аспекте психологического развития, события форсировать незачем. Проявление нового навыка произойдет в том темпе, который необходим самому ребенку. 

Условная периодизация изменений в детском рисунке:

Четыре года: туловище персонажей изображается чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные.

Пять лет: в изображении появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.

Шесть лет: уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, появляются первые попытки изображения шеи. В одежде уделяется значение мелким деталям (пуговицы, карманы).

Семь лет: переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет: шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет: ноги изображают подобие движения, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.

Десять-одиннадцать лет: появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, а далее совершенствуется. 

-2

Однако, много лет ведутся споры о том, насколько эффективно и оправданно специальное обучение детей рисованию, лепке, аппликации. Если описать ситуацию обобщённо, то часть специалистов считает, что нельзя показывать детям способы художественного изображения действительности, т.к. это прививает детям штампы, дает готовые образцы, закрывает путь к собственным творческим поискам. Другие специалисты считают, что надо обучать детей рисованию, лепке и аппликации, прививая основные навыки работы с разнообразными художественными материалами и инструментами, давая образцы работ. 

Как сделать правильный выбор между «свободным творчеством» и обучением? Оба описанных выше подхода в своем чистом виде представлены редко. Кроме этого, жизнь не часто предоставляет условия для развития творчества у детей: у родителей не всегда есть возможность отдать ребенка «в руки» грамотного педагога-художника в этой области, у педагогов в детских учреждениях не всегда хватает времени, чтобы кропотливо разбираться в предмете. Поэтому логичнее в этом вопросе исходить из ситуации жизни. Таким образом получается: в детских садах проводятся занятия по рисованию, лепке и аппликации в том объеме и содержании, которое предусматривается используемой программой. Если же ребенок воспитывается дома, то ребенка устраивают на занятия в специальный кружок, или же занимаются дома своими силами, а случается, что не могут заниматься... 

Благоприятно и продуктивно обучать детей практическим навыкам и методам работы, которые не только не мешают, но и помогают в собственном творческом поиске. Если занятия организованны правильно, результаты детского творчества становятся стимулом к развитию творческого потенциала малыша, побуждают к собственному творческому поиску и стремлению экспериментировать. 

И так особенности продуктивных видов занятий:

1. Новые знания, умения и навыки. В процессе  происходит формирование и уточнение представлений. Приобретаются знания о свойствах и качествах предметов: о форме, величине, цвете, положении в пространстве, которые усваиваются в ходе практической работы ребенка. Овладевая изобилиющими  методами рисования, лепки и аппликации, дети постепенно учатся осуществлять действия работы руками, регулировать силу, плавность и ритмичность. С такой тренировкой ручные действия становятся тонкими и точными, что облегчает в дальнейшем овладение видами учебной и трудовой дисциплины.

2. Развитие личности ребенка. Занятия продуктивными видами деятельности помогают развивать в ребенке ценные качества личности — настойчивость, терпеливость, аккуратность и другие.

Знакомство с разнообразием методов создания художественного «продукта» обогащают мир детей, дарят много радости и удовольствия, а для кого-то из детей становятся побудительным мотивом для дальнейших творческих поисков. 

3. Темы и сюжеты произведений. На занятиях по рисованию, лепке и аппликации используются понятные и знакомые сюжеты для детей. Сюжеты знакомы по собственному опыту, чтения книг, рассматривания картинок или из тем других занятий, прогулок, игр и пр.  Воплощение одного образа посредством рисунка, аппликации и лепной поделки даёт взглянуть на одно и то же как бы с разных сторон. 

4. Разнообразие методов художественного изображения. Описанная система занятий Предоставляет большой выбор самых разных методов, которые используются на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Знакомство детей с разнообразием художественных методов обогащают из мир, помогают развить заложенные от природы способности. 

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей — это прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу и раскованность. Необходимо предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того, как необходимые навыки сформированы, а приемы рисования усвоены, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность использовать их по собственному усмотрению при создании оригинальных изображений. Кроме этого, можно научить ребенка рисовать везде — пальчиком на запотевшем стекле, во время прогулки палочкой на влажном песке или на снегу и т.д. 

Помимо обучения детей навыкам рисования и формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию несут в себе множество возможностей обучения и развития детей.

-3
-4