Найти в Дзене

Гроссмейстер математического искусства

Точные науки может освоить каждый, уверен Евгений Копытов Первое апреля не только День смеха. Свой профессиональный праздник также отмечают те, кто без труда лавирует среди обыкновенных и десятичных дробей, дискриминантов, синусов и логарифмов, – математики. В их числе уроженец Магнитогорска, строитель, инженер, преподаватель и видеоблогер Евгений Копытов. Свой путь в постижении тайн «царицы наук» Женя начал в школе № 56, попав под крыло к замечательному учителю Ирине Колышкиной. Именно благодаря ей Копытов освоился в вычислениях и решении логических задачек, тех самых, по-детски наивных: про землекопов, бассейны с водой, велосипедистов и так далее. – Начальная школа играет основополагающую роль в понимании учеником математики, – говорит он. – И там, где этот процесс поставлен лучше, у ребят не будет проблем с предметом в старших классах. Не считаю, что такие понятия, как математический или гуманитарный склад ума, действительно имеют место. На мой взгляд, всё зависит от учителей и жел

Точные науки может освоить каждый, уверен Евгений Копытов

Евгений Копытов
Евгений Копытов

Первое апреля не только День смеха. Свой профессиональный праздник также отмечают те, кто без труда лавирует среди обыкновенных и десятичных дробей, дискриминантов, синусов и логарифмов, – математики. В их числе уроженец Магнитогорска, строитель, инженер, преподаватель и видеоблогер Евгений Копытов.

Свой путь в постижении тайн «царицы наук» Женя начал в школе № 56, попав под крыло к замечательному учителю Ирине Колышкиной. Именно благодаря ей Копытов освоился в вычислениях и решении логических задачек, тех самых, по-детски наивных: про землекопов, бассейны с водой, велосипедистов и так далее.

– Начальная школа играет основополагающую роль в понимании учеником математики, – говорит он. – И там, где этот процесс поставлен лучше, у ребят не будет проблем с предметом в старших классах. Не считаю, что такие понятия, как математический или гуманитарный склад ума, действительно имеют место. На мой взгляд, всё зависит от учителей и желания самого школьника учиться. Успех – это десять процентов таланта и девяносто процентов усердия.

Далее – семь лет учебы под зорким глазом Светланы Резник, которая была у Евгения и классным руководителем, и преподавателем математики. В её работе Копытова поразили нестандартные методы. Например, Светлана Викторовна составляла задания для самостоятельных и контрольных практически индивидуально, в зависимости от уровня конкретного ученика. Благодаря этому у «слабеньких» ребят не пропадало желание учиться, они получали хорошие оценки, начинали больше стараться и в итоге достойно справлялись с экзаменами.

– Она всё объясняла на примерах из жизни, – продолжает Евгений. – Допустим, ученик не понимал, какой результат будет, если из двух вычесть пять. Светлана Викторовна подходила к окну и говорила: «Было два градуса, похолодало на пять. Сколько в итоге сейчас?» И после таких моментов дети всегда всё понимали. Подобные методы помогали ориентироваться и давать правильные ответы.

Надёжным «помощником» в освоении точных наук для него стали шахматы.

По словам Копытова, это лучшее занятие для развития логического мышления. К тому же баталии на чёрно-белой доске – прекрасный шанс подружиться с геометрией.

– И там, и там нужно продумывать стратегию на несколько шагов вперёд, – объясняет Евгений. – Вдобавок геометрия – предмет, требующий постоянного внимания. Если ученик пропустил несколько тем в седьмом классе, то навёрстывать потом будет очень тяжело.

Помимо математики Евгений показывал превосходные результаты в химии и физике. А после школы решил пойти по стопам отца, дяди и старшего брата: поступил в МГТУ и начал изучать строительное дело. Выбрал одну из самых востребованных специальностей – «Промышленное и гражданское строительство», однако уже тогда у Копытова возникли мысли о карьере преподавателя. А в первые два года студенчества, когда ему время от времени приходилось объяснять что-то из математики одногруппникам, желание стать учителем лишь усилилось. И на четвёртом курсе Евгений рискнул.

– Разместил объявление в интернете. Полтора месяца была тишина, потом позвонила мама восьмиклассника, попросила подтянуть его, – рассказывает Копытов. – Первый опыт был необычен: я видел простые примеры и не мог поверить, что мальчик их не понимает. Тогда стало понятно, что копать надо глубже – те темы, которые проходят в пятом–шестом классе. Так и поступили, после чего мой первый ученик начал потихоньку выправляться. Честно говоря, он тоже многому меня научил и сам оказался очень старательным, схватывал всё на лету. Звали его Данил, и, думаю, если бы работа с ним не заладилась, я бы завязал с преподаванием.

Дальше Евгений набрал группу ребят и занимался с ними, пока учился в МГТУ. Совмещать репетиторство и учёбу в вузе было несложно. Если делаешь всё вовремя, то проблем не возникает. Также Копытов дважды прошёл «курс молодого бойца» – практику на стройке: познакомился и с перфоратором, и с другим строительным инструментарием. Как сам говорит, условия были жёсткие, но понравилось. А главное – Евгений приобрёл практический опыт и для написания диплома, и для дальнейшей работы.

После учёбы он отправился в Екатеринбург. Прекрасно понимая, что никому там не нужен, Копытов заблаговременно разместил объявления о преподавании, а также устроился помощником мастера на возведение монолитного здания.

– Искать учеников в Екатеринбурге оказалось гораздо сложнее, конкуренция на порядок выше, – признаётся Евгений. – Вдобавок у меня не было отзывов. В итоге на меня не обращали внимания вплоть до декабря, и лишь потом предложили взять ученицу девятого класса для подготовки к экзаменам.

Дальше – больше. Копытов готовил ребят, те показывали результаты, и его репутация росла. Он не отказывался ни от одного предложения, при этом продолжая работу на стройке. Совмещать оба вида деятельности удавалось благодаря графику два через два.

Не обходилось и без курьёзных случаев. Например, выехав к новому ученику, Евгений обнаружил, что будет заниматься с сыном главного инженера строительной фирмы, в которой трудился. Другая ситуация – вообще из разряда «нарочно не придумаешь».

– Купил в Магнитогорске машину, приехал на ней в Екатеринбург, – вспоминает Копытов. – И буквально через несколько дней её угоняют. Полиция три недели искала – без толку. В это время мне поступает новая заявка на преподавание. Еду по адресу и у нужного дома вижу свой автомобиль. Разумеется, с другими номерами, но узнал по салону и десяти копейкам на приборной панели.

Время шло, количество учеников увеличивалось, и в итоге занятиями «забились» все выходные Евгения.

Совмещать два дела в таких условиях стало тяжело, Копытов опасался, что рано или поздно не найдёт сил выкладываться по максимуму и на стройке, и с ребятами. В общем, пришло время выбирать.

– Здесь, как ни странно, мне помог Дмитрий Кирьянов, главный прораб нашей строительной фирмы, – делится Евгений. – Он и сам потрясающий специалист, и его дочь Анна, с которой я занимался математикой, тоже уникальный человек. Очень старательная, вдобавок обладала талантом находить нестандартные решения. Так что мне тоже было чему у неё поучиться. В итоге девочка сдала ЕГЭ по математике на сто баллов. Дмитрий Александрович видел, что в этом есть и моя заслуга, и посоветовал посвятить себя преподаванию полностью, поскольку здесь для меня открывалось больше перспектив.

При этом как строителя Евгения очень ценили, а в 2017 году даже отметили грамотой «За активное участие в строительстве города Екатеринбург». Да и интерес к возведению домов в Копытове не угасал, а сама работа напоминала шахматную партию.

– Многое нужно было просчитывать на несколько шагов вперёд. Погодные условия, обеспечение материалами, – перечисляет Евгений. – Иной раз приходилось задерживаться после смены, поскольку случались моменты, когда тот или иной этап ни в коем случае нельзя было откладывать на завтра.

Однако желание преподавать перевесило, спустя пять лет Копытов завершил карьеру строителя и нашёл время для нового дела – блогерства.

– Это всегда было мне интересно. Много раз пробовал начинать снимать, однако забрасывал, – вспоминает Евгений. – Но три года назад пообщался со школьным другом Николаем Велижаниным, который сейчас занимается развитием ютуб-каналов для бизнеса. Он предложил помощь и сказал главное: если начал, то продолжай несмотря ни на что.

И Копытов взялся за дело. Записывал ролики, ребята Николая их монтировали. Два месяца это вообще не приносило никакого результата, но весной 2021 года, с приближением экзаменов, на канал Евгения подписались сразу девять человек. Даже такой маленький успех воодушевил, тем более что после этого количество подписчиков только росло и уже через месяц увеличилось в тысячу раз. Вдобавок ребята начали писать комментарии, просили разобрать то или иное задание.

Тогда-то Евгений и убедился, что старался не зря. Сегодня на его канале почти семьдесят две тысячи подписчиков и двести сорок видеороликов. Есть короткие, не более пяти минут, есть длинные – до получаса. И названия довольно интригующие: «Лайфхак «Оливье», «Теперь можно выдохнуть», «Сыграешь в кальмара?»…

Сейчас его цель – достичь сотни тысяч подписчиков и получить «Серебряную кнопку» Youtube. Ну и, разумеется, продолжать учить детей, раз за разом демонстрируя, что математику может освоить каждый.

Автор: Кирилл Смородин

Фото: из личного архива Евгения Копытова