Да, да! Это опять Бах! Иоганн Себастьян! Я уже как-то терзал добрых людей - доверчивых и деликатных - россказнями про музыку Баха. В моей скромной коллекции довольно много пластинок этого замечательного композитора. И пока я о каждой из них не расскажу, я не угомонюсь... Шучу-шучу. Пусть о гениях музыки рассуждают специально обученные люди, которые разберут на диезы и бемоли любой "хорошо темперированный клавир". А мы со своим дилетантским подходом можем лишь слушать и осязать эту музыку всеми своими рецепторами. И если у души есть рецепторы, то ими в первую очередь.
Органные хоралы Баха в отрочестве мне казались самой громкой и самой страшной музыкой. Страшной в том смысле, что когда их слушаешь кажется, что на тебя падает небо. И грозовые тучи поглощают тебя, а удар молнии попадает прямо в мозг. В нашем советском атеистическом воспитании не было месту разговорам о религии, о хоралах, о мессах. Мы не знали, что это. Знали лишь единицы - учащиеся музыкальных вузов. Так уж вышло, что "Страсти по Матфею" многие из нас впервые услышали в фильме Тарковского. Для особо экзальтированных это было нечто невероятное и ошеломляющее. По-настоящему "живой" орга́н мне посчастливилось услышать в Домском соборе города Риги. На этом диске именно он и записан. Мне тогда показалось, что это восьмое чудо света. (До этого я считал чудесами света Исаакиевский собор и Воронцовский дворец). Орган был такой огромный и издавал такой леденящий звук! Тогда мне показалось, что именно под эту музыку Данте и Вергилий спускались по кругам ада…