Найти тему
О важном — на книжном

Древние проклятья, семейные тайны и прочие "скелеты в шкафу" в романе Уилки Коллинза "Лунный камень"

Слушайте, кажется, я влюбилась... Он чопорный, многословный, несколько высокомерный, но невероятно обаятельный, добрый, честный, преданный... Ах да, еще ему "около восьмидесяти лет - все равно сколько именно" (какое трогательное кокетство!) и он - вымышленный персонаж.

Я говорю про Габриэля Беттереджа, дворецкого леди Вериндер.

Это была любовь с первых строк, буквально - с первых. Когда ничего не сказав о себе, не назвав своего имени, он привел цитату из "Робинзона Крузо". И это оказались слова, относящиеся к самому памятному для меня эпизоду романа Дефо (сколько раз, в разные моменты жизни, я вспоминала этот эпизод!). Робинзон Крузо долго-долго мастерил лодку, а потом, когда она была готова, оказалась, что она настолько тяжела, что он не может спустить ее на воду. И тогда он сказал:

Теперь я вижу, хотя слишком поздно, как безрассудно предпринимать какое-нибудь дело, не рассчитав все его издержки и не рассудив, по нашим ли оно силам.

Такое вступление сразу вызвало мое расположение к мистеру Беттереджу. Сейчас, дочитав роман Уилки Коллинза "Лунный камень" до конца, могу смело сказать, что все самые интересные мысли, самые точные наблюдения звучат именно из его уст.

Уилки Коллинз. Лунный камень
Уилки Коллинз. Лунный камень

Довольно забавны (и не лишены доли истины) его размышления о праздности высшего сословия:

Вообще говоря, господа имеют в жизни весьма неудобный подводный камень - свою собственную праздность, жизнь их по большей части проходит в взыскивании какого-нибудь занятия... В девяти случаях из десяти они принимаются или мучить кого-нибудь, или портить что-нибудь и при этом твердо убеждены, что образовывают свой ум... Конечно, тяжело приходится людям, которые должны трудиться, чтобы иметь крышу над головой, пищу и одежду. Но сравните самый тяжелый труд с той праздностью, которая заставляет людей портить цветы и рыться в желудках пауков, и благодарите свою счастливую звезду, что ваша голова должна о чем-то думать, а ваши руки должны что-то делать.

Умилителен его рассказ о собственной семейной жизни:

Я согласен с покойным Уильямом Коббетом относительно выбора жены. Смотрите, чтобы женщина хорошо пережевывала пищу и имела твердую походку, - и вы не сделаете ошибки. У Селины Гоби было все как следует и в том и в другом отношении, и это было одной из причин, почему я женился на ней...
Хоть мы не были счастливой, но мы не были и несчастной четой. Того и другого было пополам. Как это случилось, я не понимаю, только мы всегда мешали друг другу. Когда я хотел подняться по лестнице, моя жена спускалась вниз; а когда моя жена хотела сойти вниз, я шел наверх. Вот какова супружеская жизнь, насколько я могу судить.
После пятилетних недоразумений на лестнице всемудрому провидению благоугодно было освободить нас друг от друга, призвав мою жену.

Имея такой непродолжительный опыт семейной жизни, и в одиночку воспитав единственную дочь, Габриэль Беттередж выработал собственную, довольно эффективную, линию поведения с представительницами женского пола и умудрялся давать неплохие советы молодым мужчинам:

Стоп.

Я кажется, слишком увлеклась Габриэлем Беттереджем. (Впрочем, я призналась в этом в самом начале). А где же древние проклятья, семейные тайны и скелеты в шкафу, обещанные в заголовке?! Так, в романе Уилки Коллинза "Лунный камень", конечно;-)

Уилки Коллинз. Лунный камень
Уилки Коллинз. Лунный камень

Не буду пересказывать сюжет и лишать вас возможности получить собственное удовольствие от неспешной, хоть и весьма запутанной истории.

Я поняла для себя, что романы XIX века порой стоит читать, чтобы замедлиться, чтобы отдохнуть от больших потоков информации в уютном мире прошлого.

Всем мира и добра!