Найти тему
Аспекты психологии

Как с помощью "шести шляп" выйти из творческого кризиса

Оглавление

Наш мозг любит путь наименьшего сопротивления. И если у него есть выбор, он не станет искать новые пути решения проблемы, а воспользуется старыми и испытанными методами. В некотором роде это хорошо, но только не в творческой профессии, где требуется креативность, нестандартность и оригинальность.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как справиться с кризисом

Выход из этой проблемы придумал Эдвард де Боно — британский консультант в области творческого мышления. Он изобрел "Метод шести шляп мышления", одну из самых популярных разновидностей мозгового штурма. Это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета, виртуально надеваемая на голову, означает отдельный режим мышления, и, надевая ее, человек включает этот режим.

Читайте также: Что такое пирамида Франклина и как она помогает достигать целей

В основе его метода лежит 6 приемов, способных сбить вагонетку мышления с наезженных рельсов и пустить ее новым путем. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Какие это шляпы?

Белая шляпа — это ретроспективный метод познания. Мы окидываем взглядом имеющуюся у нас информацию и прикидываем, каких еще сведений нам недостает, где ее найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Красная шляпа — надевая ее, мы прислушиваемся к голосу своей интуиции, эмоциям и ощущениям. В этой шляпе мы пытаемся не только рефлексировать свое отношение к проблеме, но и понять подоплеку действий и предложений других участников мозгового штурма.

Черная шляпа помогает нам примерить роль пессимиста со здоровой долей критики. В ней мы разыскиваем слабые места каждой версии, оцениваем предложения на предмет рисков и форс-мажоров, которые могут возникнуть в процессе реализации.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Желтая шляпа служит противоположностью черной. В ней мы выделяем сильные стороны и преимущества каждого решения. Это особенно важно, если перспективы не внушают оптимизма.

Зеленая шляпа отвечает за поиск творческих, неординарных решений. В ней мы откладываем все оценки в сторону и применяем дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Читайте также: Как за 10 минут избавиться от навязчивых мыслей. Делюсь техникой!

Синяя шляпа — головной убор руководителя. Она не связана непосредственно с выработкой решения. Ее надевает тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом — дает слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Полное видение ситуации наступает после того, как были поочередно надеты все шесть шляп.

_________________________________________________

Узнали что-то новое? Рада оказаться вам полезной! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Больше интересного в моих социальных сетях: Телеграм и Вконтакте, и на сайте.