Найти тему

"Завтрак на траве".

«ЗАВТРАК НА ТРАВЕ»

(ПЬЕСА В ЧЕТЫРЁХ ДЕЙСТВИЯХ)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

В е р а А н д р е е в н а, хозяйка дачи, стройная брюнетка 50 лет, директор фирмы.

Т а т ь я н а, соседка по даче, спортивного телосложения, с гривой вьющихся рыжих волос, 45 лет, учительница.

М и х а и л, высокий, стройный мужчина 55 лет. Носит длинные волосы, усы и бороду. Чувствуется военная выправка, художник.

Ж а н н а, подруга Веры Андреевны, красивая голубоглазая женщина, ровесница Веры Андреевны, врач.

Г л е б, сын Веры Андреевны, высокий, худой, с тонкими чертами лица, 30 лет, скрипач.

Ж а к л и н, девушка Глеба, высокая, стройная, красивая брюнетка, 18 лет, студентка.

Б е с т у ж е в, друг Веры Андреевны, среднего роста, спортивного телосложения, седой, с короткой стрижкой, 60 лет, работающий пенсионер.

Н и н а, подруга Веры, полная высокая блондинка, 35 лет, работница ЖЭКа.

Г о ш а, возлюбленный Нины, черноглазый, черноволосый, широкоплечий, 30 лет, рабочий.

С е р г е й, бывший хозяин дачи, полный, среднего роста, окладистая борода, длинный волосы убраны на затылке в хвостик, 45 лет, бывший лётчик.

Л е н а, гражданская жена Сергея, миниатюрная блондинка, 47 лет, менеджер в турфирме.

С а р х а т, смуглый, очень худой, таджик, 35 лет, строитель.

М а к с у т, родной брат Сархата, 25 лет, строитель.

Действие происходит на даче Веры Андреевны и Глеба.

Действие I

Ранняя осень. Послеобеденное время. Пасмурно. На сцене виден двухэтажный кирпичный дом в разрезе. Чёрные от грязи стены, гнилой дощатый пол, на втором этаже одна комната с низким потолком. Из трубы идёт дым. Запущенный участок. Ржавый металлический полуразрушенный забор вокруг дачного участка. Ворота не закрываются. Калитка висит на одной петле. Всюду мусор, погибшие деревья, возле дома стоит самодельный мангал, сделанный из кирпича, и стол, накрытый для приёма гостей. Возле стола – лавочка. В углу участка при входе виден кирпичный гараж. В центре участка три огромные ели.

Жанна раскладывает столовые приборы. На Жанне короткие, чуть ниже колен, брюки и яркий в полоску толстый свитер. Из дома выходит Вера с подносом. Ставит его на край стола. На ней длинная джинсовая юбка, белый свитер и меховой жилет.

Жанна (оглядывая пристально стол): - Вера, ну, может, хватит. Скоро гости приедут. И так стол ломится. А Глеб звонил? Он приедет?

Вера (грустно): - Обещал. Давно не виделись. Общаемся только по телефону. И то, не больше минуты. Некогда ему. Концерты… Гастроли… (Пауза). Надеюсь, теперь будем чаще видеться. На даче. Здесь такой воздух! Так дышится. Видишь дачу напротив? Все приезжают. И дети, и внуки. Детский смех, веселье. Настоящая семья. Я ещё с ними не успела познакомиться, но уже им симпатизирую. (Пауза). А я всегда одна. Может и у нас с Глебом отношения наладятся. Знаешь, я постоянно чувствую себя виноватой перед ним.

Жанна (Присаживается на лавочку, достаёт из кармана пудреницу, смотрит в зеркальце, поправляет причёску): - Господи, да за что? Ты прекрасная мать. Вон, мой Сашка, вообще не собирается из Америки возвращаться. Сбежал от меня (Смеётся) сразу после института. Десять лет уж прошло. А твой Глеб и звонит, и приходит. Дорогая, дети должны знать, что у них 16-й номер в семье, а не первый. Вечно ты переживаешь по пустякам.

Вера (Опускается рядом на лавочку. Тяжело вздыхает): - Какие же это пустяки, Жанна? Мне кажется, он до сих пор не может мне простить, что я на три года оставила его с бабушкой. Мало того, что без отца рос, так ещё и это. А ты говоришь – пустяки. Он только один раз сказал мне, что я его бросила, а я до сих пор помню. Боль в его глазах помню. Так и сказал: «Мне 15 лет, а тебя рядом нет. И кто должен был меня воспитывать? Хорошо, что рядом отличные люди оказались. Подсказали, как жить». Никогда не забуду. С тех пор и пытаюсь загладить свою вину. И такая стена стоит между нами… Не могу пробиться.

Жанна (Достаёт из кармана помаду и подкрашивает губы): - Ну, отцов у нас пол страны не имеет. А те, которые есть… Мой муж, например… Всю жизнь в час ночи приходит… Говорит, такая у него работа… вечно на работе… или ещё где… И кого в этом винить? Себя? Жизнь? Или мужчин всем не хватает? (Кладёт в карман пудреницу и помаду, наливает из графина в бокал вино, вдыхает аромат, делает один глоток). Не понимаю. А вот почему ты три года в Греции жила и что ты там делала, ты мне так и не рассказала, дорогая подруга. Ты же на один месяц собиралась, разве не так?

Вера (Закуривает сигарету): - На три месяца. На такой срок тогда визу давали. Греческий хотела выучить и вернуться. Жизнь хотела изменить. Кардинально изменить. Надоело быть конструктором. Скучно. Не моё это. Думала – вернусь и буду переводчицей. Намного интересней, чем засыпать за кульманом. Знаешь, в 35 лет ещё можно что-то изменить. Есть надежда. Только выехала я 17 августа 91 – го года. Через двое суток прибыли в Белград.

Жанна: - Это во время путча? А почему на поезде, а не на самолёте?

Вера: - Мир хотелось посмотреть. Нас ведь только-только выпускать начали. После того, как границу пересекли, даже природа оказалась другой. Всё ухожено, чисто, красиво. Картинно как-то. Не натурально. Наша природа буйная, непокорная. Настоящая. А города? Много городов посмотрела. Белград такой красивый…

Жанна: - Да, был когда-то.

Вера: - У нас два часа было Белград посмотреть. А когда вернулась в вагон, тут и услышала, что в нашей стране переворот. Шёпотом кто-то сказал.

Жанна: - Да, Ельцин к власти пришёл. 19 августа это было. Надо же, 15 лет уже прошло.

Вера: - На всю жизнь запомнила этот момент. До отхода поезда 15 минут, а я не знаю, что делать. Возвращаться в Москву или ехать дальше. Стала искать телефон-автомат, чтобы сыну позвонить, узнать, как они там с мамой, что в стране происходит. Вдруг это всего лишь слухи. Как сумасшедшая по перрону бегала. Языка не знаю. Жестами объясняла, что мне нужно. Нашла. Позвонила. А Глеб так спокойно и говорит: - «Да всё у нас нормально. Тихо и спокойно. Ты за меня не волнуйся, я на баррикады не пойду. Их просто нет. Да и маленький я ещё. Езжай в Грецию. Ты же компьютер обещала привезти. Забыла?». Успокоил меня. Я и поверила.

Жанна: - Да, тогда о компьютерах мечтали все. А сейчас… человечество потеряно для общения. Все только в телефон и смотрят. И что они там ищут?

Вера: - Более интересную жизнь пытаются найти. Как те греки, с которыми я в поезде ехала.

Жанна: -Ты о понтийцах говоришь?

Вера: - Да, о них. Целыми семьями уезжали из нашей страны. А сколько везли всего! Постельное бельё, посуду, столовые приборы. Тоннами вывозили.

Жанна: - Так в Греции же всё есть?

Вера: - Есть, но дорого, а у нас - копейки. А мы ценили эти товары? Нет, конечно. Всё на запад смотрели. А качество у нас отличное. Натуральный хлопок – это дорогое удовольствие не только для греков. Для всей Европы. Толпы местных греков шли на рынок покупать наш, советский товар. Ну, а понтийцы, на вырученные деньги, дома себе понастроили. Да ещё какие дома! Так что я стала свидетелем исторического события в Греции.

Жанна: - И пропустила всё, что происходило в нашей стране. Тоже, кстати, исторические события были.

Вера: - Я понимаю. И тогда понимала. Когда танки по телевизору увидела. Лихие девяностые… Никогда политикой не интересовалась. Да и тогда не поняла, что произошло. Осталась на свой страх и риск, чтобы сыну с матерью помогать. Каждый месяц передавала в Москву и деньги и еду. Автобусы тогда ходили из Афин.

Жанна: - Так где же ты работала? Ты же язык не знала.

Вера: - Везде работала. И горничной, и сиделкой, и язык учила. По 20 слов каждый день во время сиесты. Но это не главное. Я, Жанна, в другой мир попала. Нет, на другую планету. Планету любви и добра. Планету смелых и свободных людей. Какая там культура отношений между людьми! Я помню один момент. Где-то месяца через три. Я уже немного понимала и говорила на греческом. Еду в автобусе… И случайно наступила на ногу одной даме. Ну, думаю, сейчас меня отругают. Сжалась вся. И ты знаешь, что она мне сказала? «Зен би рази» - Ничего страшного, говорит. И улыбнулась. Приветливо так. Я до сих пор помню выражение её лица.

Жанна (Наливает вина себе и Вере, смеётся) – О, у нас бы точно оскорбление в свой адрес услышала бы. Корова, или ещё хуже.

Вера: - А какое отношение к женщине! Греки считают, что женщина в первую очередь Королева и Мать. Мать, которая родила Иисуса Христа и мать, которая тебЯ родила на свет. Как сказал один грек, мы своих женщин много веков назад на трон посадили и преклоняемся перед ними.

Жанна (Наливает вина себе и Вере, протягивает ей бокал, иронично) - Я поняла. Пора в Грецию ехать. Хочется королевой побыть.

Вера: - Ты зря иронизируешь. За три года, что я там была, я не слышала ни об одном случае физического насилия в семье. Этого в Греции просто нет, понимаешь?

Жанна: - Во всём мире – есть, а в Греции – нет? Однако. У нас телевизор страшно включать. То убили, то избили, то расчленили. Впрочем, я его уже и не включаю. Ну, только если что-то интересное идёт по каналу «Культура». Фильмы американские – одно насилие и лесбиянство. На мужскую любовь уже насмотрелись. Лечить их всех надо. Это же психологическая проблема. С семьи всё начинается. В Греции как с этим?

Вера: - Честно? Не встречала. Наркоманов, да, видела. Я помню, как один юноша сказал о своей учительнице, с гордостью сказал: - «Она очень достойная женщина. Она даже замужем ни разу не была. Всю жизнь нам, ученикам посвятила. Столько любви нам дала, внимания».

Жанна: - О, у нас бы сказали, что никому не была нужна. Можно подумать, что, если замужем, то обязательно - нужна.

Вера: - Это всё культура. Культура, которую надо прививать с молоком матери и изучать в школах. Почему не ввести в школах уроки «Культуры поведения в обществе»? Или «Культура отношений между людьми»? Я бы ввела. А отношение к женщине? Как ты думаешь, может когда-нибудь найдут такой ген, который будет отвечать за отношение к матери, к женщине, и привьют его сразу же после рождения?

Жанна (иронично): - Надо нашим учёным-генетикам посоветовать такой ген изобрести.

Вера: - И тогда многое изменится. На генетическом уровне изменится.

Жанна: - Ты фантазёрка, Вера.

Вера: - И мир станет более совершенен. Пока несовершенен человек, что мы можем требовать от общества? Что мы можем требовать от наших детей? Знаешь, Жанна, иногда я думаю о жестокости. Почему мир так жесток? Мало нам природных катаклизмов, землетрясений, засух, тайфунов… так ещё и люди… Насилия, убийства… Зависть, недоверие… Много всего… Мы что, сошли с ума? Мы не можем жить в мире и творить добро? Не завидовать соседям… Не срывать зло на родителях… Не обвинять во всём государство… Или наша планета против мира и добра?

Жанна: - Уверяю тебя, планета не против. Иначе она не снабжала бы нас жильём, питьём, едой и прочими благами. Но…. Как говорит моя мама, до «Золотого сечения» нам ещё ой как далеко.

Вера: - Твоя мама умная женщина. Но наше государство нас квартирами обеспечило. И мы такие в мире одни.

Звонит телефон.

Вера: - Это, наверное, Глеб. Так, интересно, мясо уже готово? Пойду, посмотрю. Глеб очень его любит. Ещё салфетки надо. Вечно я о них забываю. Алло. (Разочарованно) Конечно, сейчас открою. (Жанне). Это Михаил. Пойду, открою ворота. (Уходит со двора через калитку).

Жанна поднимается в дом. Возвращается с салфетками. Во дворе появляется Татьяна. Одета в спортивный облегающий голубой костюм.

Татьяна (задорно): - Привет. Я из дома напротив. Татьяна меня зовут. Знакомиться пришла. По-соседски. Вы хозяйка дома?

Жанна (Расставляет салфетки на столе): - Нет, нет, что Вы! Я всего лишь подруга. Хозяйка сейчас подойдёт. Подождёте?

Татьяна: - Лучше попозже загляну. Ко мне внуков привезли. То одно, то другое. Сами знаете.

Жанна (немного иронично): - Я? Пока не знаю. Но надеюсь когда-нибудь узнать. И сколько у Вас внуков?

Татьяна (весело): - Четверо. Три мальчика и одна девочка. Сумасшедший дом. Сейчас в футбол играют. А внучке всего два года. Отойти нельзя. С ними няня, правда. Но, знаете, лучшая няня – это бабушка.

Жанна (иронично): - Да что Вы? Это почему же?

Татьяна (Берёт со стола оливку): - Можно? Очень захотелось.

Жанна: - Берите, что хотите. Может, внукам пирожки возьмёте? У нас их много. Вера всегда на целую армию готовит.

Берёт со стола тарелку и накладывает пирожки. Татьяна берёт тарелку.

Татьяна: - Ну, спасибо. Возьму, конечно. Так вот насчёт нянь. Для них это работа. А у бабушек душа болит за внуков. Наши няни с Украины. Хорошие женщины. И к моим внукам очень хорошо относятся. Они у нас давно работают. Вся эта ситуация с Украиной… Жалко их. Весь народ жалко. Беда такая. Совсем работы нет. Нищета. А что поделаешь? Жить им на что-то надо. Вот и ездят. А московские очень дорогие. Откуда такие деньги взять? Дочки не работают. Свекрови, ни одна, ни другая вообще не помогают. Хоть бы разок с внуками посидели. Знаете – свекровь есть свекровь.

Жанна: - Ну, не знаю. Может быть, Вы преувеличиваете? Не всё так грустно?

В калитку заходит Вера с огромным букетом белых роз. Следом за ней медленно идёт Михаил. В руках у него мольберт и большая сумка с продуктами. Он одет в светлые брюки, светлую куртку и светлую шляпу.

Михаил: - А вот и я. Всем добрый день. Ну и дороги. Сплошные пробки. Жанна, рад Вас видеть (Целует ей руку). Прекрасно выглядите. (Татьяне) Михаил (Пристально на неё смотрит, целует ей руку).

Татьяна: - А я Татьяна. Вот, знакомиться пришла.

Михаил (Пытается её приобнять за плечи): - И правильно сделали. Очень рад знакомству. Очень. (Татьяна мягко отстраняется. Один пирожок падает на землю. Михаил его поднимает, кладёт к себе в карман). Извините, я так неловок. Простите. (Отходит от Татьяны). Вера, мне бы руки вымыть с дороги. Где это можно сделать?

Вера (Ставит букет в вазу): - Иди в дом, Михаил. Там руки вымоешь. И пирожок вынь из кармана, пожалуйста. Дров в печь надо подбросить. Перчатки надень, чтобы руки не испортить. (Обращаясь к Тане). Простите. Вера. Рада знакомству. Присоединяйтесь к нам. У нас сегодня новоселье.

Татьяна: - Спасибо. Присоединюсь. Попозже. Очень импозантный мужчина. Он женат?

Вера: - Женат. На бывшей своей очень молодой модели. Михаил – художник. На мой взгляд – один из самых талантливых современных художников.

Татьяна (разочарованно): - Какая жалость. Ладно, если смогу, заскачу. Ещё увидимся. Побежала. Ещё раз спасибо за пирожки. Внуки будут рады.

Татьяна уходит. Из дома появляется Михаил. Он в перчатках. Лицо вымазано сажей.

Михаил: - Ну вот, и где же голубоглазая красавица? Вот чей портрет надо написать. Она замужем? Она присоединиться к нам?

Жанна: - К внукам убежала. Сказала, что подойдёт попозже.

Вера: - Михаил, сходи, пожалуйста, за водой. Колодец в той стороне. (Показывает вправо).

Михаил: - А как я его найду?

Вера: - Найдёшь. Прояви смекалку. Ты же мужчина, в конце концов. Бутыль возьми.

Жанна (Михаилу): - Лицо в саже.

Михаил вытирает лицо перчаткой, оно ещё больше покрывается сажей, берёт большую бутыль и уходит.

Жанна: - Верочка, ну как ты можешь? И как он это всё терпит столько лет? Ты со всеми влюблёнными в тебя так разговариваешь?

Вера (Протирает полотенцем бокалы): - Жанна, о какой любви ты говоришь? Не было никогда никакой любви. Бизнесом хотел со мной заниматься. Вот и делал предложение. Ну, какой из него бизнесмен? (Задумывается). А потом я увидела его картины. Убедила, что у него талант. У него, действительно, талант. Глаз не могу оторвать от его картин. Особенно мне нравятся его дома, улицы. Такое одиночество чувствуется во всём, грусть.

Во двор заходит Глеб, Нина, Гоша и Бестужев.

Глеб (Он одет в джинсы, свитер и бежевую ветровку. В руках держит скрипку. Он весел и немного иронично настроен): - Всем здравствуйте. Как жизнь? Что нового? (Оглядывает двор). Да уж, красоты мало. Ну что, Вера Андреевна, сбылась мечта? Надеюсь, ты, наконец, счастлива?

Вера: - Глебушка, как я рада тебя видеть. (Обнимает его). Какой ты у меня красивый.

Глеб (Отстраняясь от Веры, раздражённо): - Ну всё, всё. Я понял, понял.

Бестужев (Ярко и очень стильно одет. Светло-голубые джинсы, оранжевая куртка, на голове - бандана): - А нас, значит, не рада видеть? Шучу, шучу. Не люблю дачи уже только потому, что скучно и сразу в сон клонит. А эти бесконечные пробки на дорогах… Два часа добирались. Расширять пора уже дороги. Машин – море. А всё говорим, что плохо живём. Хорошо живём, господа! (Оглядывается). Богато! Что-то у вас скучно, ребята. Сразу предлагаю приступить к делу. У меня с собой вино чилийское. Хотел – грузинское, но, увы, не сезон. А ещё принёс заливную рыбу собственного приготовления и крабовый салат.

Бестужев ставит на лавочку сумку, обнимает Веру, целует в щёку. Вера освобождается от объятий и подходит к Нине.

Нина (На Нине джинсы и серый облегающий свитер. Обнимает Веру): - Вера, мы, как всегда, с пустыми руками. Денег совсем нет. Может чем-то помочь? Можешь нами распоряжаться. Правда, Гоша?

Гоша молча кивает. (Он одет во всё чёрное. Чёрные брюки, чёрный свитер и чёрная кожаная куртка). Здоровается с Верой и Жанной кивком головы.

Вера: - Ничего не надо, спасибо. На моей даче… На нашей с Глебом даче никто работать не будет. Только отдыхать. Да и готово всё. Прошу за стол. У нас сегодня фуршет. Стульев пока нет.

Появляется Михаил с бутылью. Относит её в дом. Бестужев относит в дом сумку и скрипку Глеба. Возвращается с салатницами. Ставит их на стол. Все подходят к столу, берут тарелки, накладывают еду и разливают вино в бокалы. Михаил присоединяется последним. Лицо его вымыто. Он уже без перчаток. Он пытается найти место у стола, но не находит. Глеб берёт его за руку и ставит рядом с собой.

Вера: - Спасибо всем, что приехали. Глеб прав, я очень счастлива. Давно мечтала о даче. Даже не о даче, а о родовом поместье. Как только этот дом увидела, сразу в него влюбилась. Он, как будто улыбнулся мне. Так что у меня с ним взаимная любовь.

Глеб (доброжелательно, с юмором): - Ну, что тут скажешь. Свинарник ты уже купила. Остаётся завести свиней.

Вера (немного смутившись): - Ничего. Со временем я всё сделаю. Сейчас здесь действительно свинарник. Через год всё будет по-другому. Дом крепкий, только очень запущенный. В нём никто не жил много лет. Внутри всё менять надо. Всё, кроме стен. Они крепкие. Ещё сто лет простоят.

Гоша: - Если надо, Вера, Вы говорите. Помогу с большим удовольствием.

Нина: - И на меня можешь рассчитывать. Я бы сразу тепличку сделала. Помидорчики, огурчики посадить, картошечку. Так приятно всё своё иметь. Без пестицидов. Правда, Гоша?

Гоша молча кивает.

Вера: - Нет, только не это. Английский газон, цветы и кусты. Хочу, чтобы всё было чисто и красиво. Ничего лишнего. И никаких работ. Чтобы на даче можно было отдохнуть и душой, и телом. А все проблемы оставлять там, за калиткой. Забыть о них хотя бы на выходные. Просто расслабиться и отдышаться.

Глеб (перебивая Веру): - Да ты разве можешь расслабиться? Хотелось бы мне на это посмотреть.

Михаил (Подходит к Вере с бокалом вина): - Знаешь, Глеб, я предлагаю первый тост поднять за твою маму. Она очень смелая женщина. Так рисковать…

Бестужев: - А я бы не рисковал. Скопил бы денег, тогда и купил бы. И какая радость с долгами жить?

Вера: - Поэтому, Бестужев, у тебя ничего и нет. Кроме фамилии. Ни семьи, ни детей. Ни нормальной работы.

Михаил (Подходит с бокалом к Бестужеву): - А, Вы, простите, действительно потомок тех самых Бестужевых?

Бестужев: - Да, тех самых. По материнской линии. Господа, давайте уже выпьем.

Все чокаются, выпивают, закусывают.

Бестужев (Наливает только себе бокал вина. Выпивает): - У отца фамилия была очень простая. Вот я и решил материнскую взять. Вера, а чем тебе моя работа не нравится? Ни всем же быть директорами фирм. Простые рабочие тоже нужны. Инженером поработал – хватит. Устал. Надоело. Да и кто оценит в этой стране инженера? Столько изобретений у меня было. Тогда, в советское время. И что? А ведь какие проекты делал! Да что говорить о грустном. (Наливает полный бокал вина) Давай, Верочка, выпьем за твою дачу. Если что сделать надо – обращайся. Я всё умею. Если понадобится, и бригаду организую. А уж советом так точно помогу.

Глеб: - Что Вы, даже не думайте. У нас Вера Андреевна современная женщина. Всё сумею, всё успею. Но только всё сама. Ни помощь, ни совет ей не нужен. Ничей. В стране кризис, работы нет, а она берёт в банке кредит и покупает дачу.

Нина (Она стоит рядом с Гошей и периодически подкладывает ему на тарелку еду, а иногда кормит с рук): - И что в этом особенного? В других странах всю жизнь в кредит живут. И ничего. Жизни радуются. Правда, Гоша?

Гоша молча кивает.

Михаил (Ходит вокруг стола, садится на лавочку, запрокидывает ногу за ногу): - Вы абсолютно неправы, Ниночка. Я поездил в своё время по странам. Ещё когда Союз был. Много всего повидал. И хорошего, и плохого. Никогда не задумывались, почему на западе люди так много пьют антидепрессантов и почти каждый имеет своего личного психолога?

Нина: - А нам зачем антидепре… как их там? У нас водка есть. А вместо психологов – подруги. И дёшево и с пользой. Я всегда с Верой советуюсь.

Михаил: - Да, территорию свою они уважают. Каждый клочок земли ухожен. Не ленятся создать вокруг себя красоту. Не только в человеке должно быть всё красиво, но и вокруг человека. Что толку: одежда красива, мысли красивы, душа прекрасна, а живём (Окидывает участок взглядом), как на помойке.

Вера: - С Чеховым решил поспорить?

Михаил: - А почему бы и нет? Хотя, нет. С гением не поспоришь. Добавить хочу. Поступки должны быть красивы. Окружающее тебя пространство сделать красивым, пусть маленькое, твоё только, но красивое. Я недавно посетил одну очень интеллигентную семью. Так верите? Ступить негде было. Всё в коробках каких-то, старых вещах…… Мне даже неловко стало. Это что? Лень? Безразличие? Вспомните, как мы мечтали купить импортную одежду, шоколадные конфеты в ярких фантиках, побывать на западных курортах с их потрясающим сервисом. О красоте ведь мечтали. И что? Пятнадцать лет прошло, и оказалось: и шоколад наш лучше, и ткани качественнее, да только фантиков так и не научились делать. Всё абы как, всё тяп ляп. А потом жалуемся, что плохо живём. А кто кому мешает жить хорошо? Не халтурь, не воруй, не разбавляй ты краску, когда стены красишь в детском саду, и она не будет походить на облезлую мышь, а будет жёлтого цвета. И детям радостно, и родители счастливы. Вот вам и красота земная. Это я вам, как художник говорю.

Жанна (иронично): - Ну, ещё бы на эту красоту денег бы начальство дало. Всё в карман себе кладут. Тут уж не до фантиков. Себе виллы строят, а в больнице лекарств нет. Простите, Михаил, а в качестве кого Вы так разъезжали по всем странам? Не в качестве же художника?

Михаил: - А разве Вера не говорила? Я бывший военный. Определённого ранга. Да вот, так сложилось. Я раньше от своей организации сопровождал артистов балета. Вот уж кому нельзя халтурить. Мы бы им этого не простили. На износ работают люди. Искусство в нашей стране всегда было на высоком уровне. Глебу это знакомо. Правда, Глеб?

Глеб: - Согласен. В нашей профессии, если не будешь трудиться…

Михаил: - Надеюсь, мы сегодня услышим твою скрипку? Ты нам сыграешь?

Глеб: - Не сегодня. Скрипка не любит плохую погоду. Я отсюда еду в зал Чайковского. Там и сыграю. Приходите, послушаете.

Вера: - Глеб в три года попросил скрипку ему купить. С тех пор и не отдыхает совсем. (Обращается к Глебу). Я ведь эту дачу для тебя купила.

Глеб (раздражённо): - Не надо для меня. Я сам всё для себя сделаю. Ты лучше для себя всё делай. Сколько можно? Всё для меня и для меня!

Бестужев (Видит, что у Веры испортилось настроение после слов Глеба): - Знаете, дамы и господа, я привёз настоящий шашлык. Сам замариновал. Глеб, поможешь мне? Обещаю вам незабываемый вкус. Что-что, а готовить я люблю. И умею. У меня это в крови. Как вам моё заливное и салат?

Вера (поникшем голосом): - Что-то прохладно стало. Я совсем замёрзла. Пойду в дом погреюсь. Может, все пойдём? Сентябрь, а солнца совсем нет. Михаил, возьми вино. Выпить захотелось. А салат у тебя, Бестужев, фантастический. Даже и не пытаюсь угадать из чего он сделан.

Все уходят в дом. Забирают с собой тарелки, закуски, бокалы с вином. Бестужев из дома приносит миску и шампуры и начинает разводить костёр. Глеб стоит рядом.

Бестужев: - Глеб, скажи, почему ты с матерью так ведёшь себя? Она же любит тебя. Меня бы так любили… Эх, ничего вы, молодёжь, не понимаете. Не цените. Ценить надо материнскую любовь. Прости, это я так, по-стариковски ворчу. Завидую тебе. Честно. Моя мать только на фортепьяно играла, да книжки читала. Ничего больше не делала. Отец работал, а меня няня воспитывала. Простая такая женщина. Добрая. Всё говорила, что я несчастный ребёнок. Я не помню, чтобы мать меня обнимала, целовала, или разговаривала со мной больше одной минуты. И смотрела на меня всегда свысока. Как будто не она меня родила.

Глеб: - Лучше бы она меня меньше любила. Знаете, почему Вам тогда отказала?

Бестужев: - Даже интересно. И почему же?

Глеб: - Да потому что я, я против был. Сказал, что Вы мне не нравитесь. Простите меня, совсем маленький был. Я понимаю, что она из-за меня семьи не создала. Никого не хотел видеть рядом с ней. Знаю, что виноват перед ней. Не знаю, как это исправить. На себя злюсь. Даже мамой называть не могу, настолько злюсь. Думаете, я ей помочь не хочу? Очень хочу. Но не могу. Нет у меня сейчас таких денег. С работой проблема. Как только заработаю, все долги погашу. Дача… И зачем она ей нужна, дача эта… Не знаю.

Бестужев (Нанизывает мясо на шампуры. Глеб ему помогает): - Как зачем? Женишься. Дети пойдут. Воздух прекрасный. Озеро рядом, лес. Отдыхать здесь одно удовольствие. Как твоя мама сказала? Расслабиться и отдышаться? Так, кажется?

Глеб (Самому себе): - Не собираюсь я жениться.

Бестужев: - Я бы даже по-другому сказал: продышаться. Чтобы душа перестала болеть. Я недавно ездил в Тёплый Стан. Село такое под Ульяновском. Посмотрел на родовое поместье своих предков. Вернее, на то, что от него осталось.

Глеб: - Даже так? То есть, родовое поместье что-то для Вас значит?

Бестужев: – Родовое поместье Бестужевых. Звучит? Звучит. Раньше там и скаковая конюшня была, и винокуренный завод, и суконная фабрика. Рядом деревянная церквушка была. Даже бассейн был с фонтаном. Во время революции фабрика и завод сгорели. То, что осталось, реквизировали и отдали под сельсовет. А сейчас всё стоит заброшенное. Разваливается. Такое огромное, красивое здание никому не нужно. Были бы деньги, честно, выкупил бы и восстановил. Такую красоту загубили. Своими руками восстановил бы.

Глеб: - Вы же сами только что сказали, что Вам скучно на природе. В сон клонит.

Бестужев (Подходит к столу, наливает вина себе и Глебу. Возвращается к мангалу): - Давай выпьем, Глеб. Стыдно мне, понимаешь? Стыдно. Перед собой стыдно. Я ведь знаешь, почему не женился? Не хотел свою фамилию никому давать. Как же так – я, потомственный дворянин… Никто не достоин. Выше других себя по жизни нёс. Всем дамам рассказывал, кто я такой. (Залпом выпивает вино). А родовое поместье многое значит. Очень многое. Когда у человека ничего нет, можно гордиться и полуразрушенным поместьем. Да, а что касается меня и Веры. Ты себя не вини. Она меня сразу раскусила. Так что твоей вины здесь нет.

Глеб (Делает глоток вина и относит бокал на стол): - Успокоить меня хотите? Спасибо, конечно. Но дело разве только в этом? Я однажды обвинил её в том, что она меня бросила. Видели бы её глаза. Простить себе не могу этих слов. Я же тогда к ней с бабушкой приехал, через год. Девяностые. Что у нас в стране было? Да ничего, кроме разрухи и голода. Как увидел все эти компьютеры… Купила мне всё, что я захотел.

Бестужев: - А захотел ты, как я понимаю, много всего.

Глеб: - Еле в купе всё поместилось. И себе, и друзьям. Да что там и говорить. Мальчишка. Шестнадцать лет. Она потом два года с долгами расплачивалась. Из-за этого и вернуться не могла. А я компьютерами наслаждался. Скучал, конечно. Страдал. Но я даже не подозревал, что она это всё в долг купила. Да что об этом сейчас говорить. Я каждый год приезжал к ней с бабушкой. А когда исполнилось 18 и начались гастроли, позвонил ей и сказал, что если ты мне мать, то возвращайся. А если не мать, то оставайся. Так, знаете, она на следующий же день прилетела.

Бестужев: - Узнаю Веру. Вся в долгах, но с осуществлёнными желаниями. Выбрось всё из головы. Постарайся просто быть поласковей с ней. Ей ведь больше ничего и не надо. Кроме твоей любви.

Из дома выходит Михаил и подходит к мангалу. В этот же момент появляется Татьяна. Она переоделась в красивый брючный костюм и уложила волосы.

Михаил (Подходит к мангалу): - Вот, решил вам помочь. (Оборачивается, видит Татьяну). Но вижу, что вы и без меня справляетесь. (Подходит к Татьяне). Татьяна, прошу Вас, уделите мне пару минут. Для меня это очень важно. Очень.

Татьяна (продолжая идти к дому): - Конечно. Пожалуйста. Я Вас слушаю.

Михаил (Пытается идти в ногу с ней): - Мне сказали, что у Вас есть внуки? Но Вы так молоды. Вы так прекрасны. У меня нет слов. Вы позволите…. Знаете, я художник. И я пишу портреты. Редко, конечно. Чаще всего, когда я подхожу к полотну, я сам не знаю, что буду писать. А потом… вдохновение… чувства… мысли… и вот, картина готова. Но Ваше лицо!!! Я влюбился в него с первого взгляда. Не смейтесь. Прошу Вас. Такое бывает. Ваше лицо – произведение искусства. Я должен его написать. Вы позволите? Вы согласны? Соглашайтесь, прошу Вас.

Татьяна (Останавливается на ступеньках дома и внимательно смотрит на Михаила): - Это как-то неожиданно. Я подумаю. А главное – где найти время. Но обещаю, что подумаю. Обязательно подумаю. Возможно, и соглашусь. А сейчас мне бы хотелось поближе познакомиться с моими соседями.

Михаил (Пропускает её в дом, и идёт следом за ней): - Да, да, конечно. Прошу Вас.

Татьяна и Михаил заходят в дом. На пороге сталкиваются с Гошей. Вслед за ним из дома выходит Нина. На Нине чёрная кожаная куртка Гоши Они останавливаются возле гаража. Гоша закуривает сигарету. Нина стоит рядом. Глеб и Бестужев заняты шашлыком.

Гоша: - У нас в Осетии до войны был точно такой же дом. Даже лучше. Трёхэтажный. Дед мой его построил. Вся семья жила в нём. Даже не верится. 15 лет прошло. А я помню, как мы покидали его. Мама и я. Отец и брат погибли. Много людей погибло. Я тогда на войну рвался. За отца и брата отомстить. Так меня мать к себе привязала, чтобы я не сбежал. Так из дома и вышли, привязанные друг к другу. Спасала меня, пятнадцатилетнего мальчишку. По всей России колесили. Работу и жильё искали. Если бы не ваша страна, что было бы с нами? Вот, спасибо, в Москве работу нашли. Чернорабочей, зато с общежитием. С тех пор и болеет. Сил совсем у неё нет.

Нина: - Как же, сил у неё нет. Пусть дома сидит в таком случае. А то всё успела. И жену тебе богатую нашла с квартирой, и в администрации завода уже давно работает. И тебе каждые полчаса звонит. Всё никак не успокоится. Знает же, что ты со мной.

Гоша: - Ну и пусть звонит. Она же переживает за меня. Потерять боится. Ты за своих дочерей разве не переживаешь?

Нина: - А что за них переживать? Они с мужем. Дома. Еды я наготовила. (Обнимает его). Я за тебя переживаю. Вдруг ты опять к жене вернёшься. Я так тебя люблю. Я совсем без тебя не могу. Умру без тебя. Мне так больно бывает, когда жена к тебе приходит в общежитие.

Гоша (Обнимает и целует Нину): - И я тебя люблю. И ревновать меня не надо. Мы с ней давно не живём. Она мне приводит сына и всё. К сыну то ты не ревнуешь, надеюсь?

Нина (Прижимается к Гоше ещё сильней): - Ревную. И к сыну, и к жене, и к матери. Ко всему миру ревную. Сегодня мне спокойно. Ты рядом. И ничего мне больше не надо. Только смотреть на тебя. И мечтать. Мне тоже хочется иметь свой дом. Наш дом, а не семейное общежитие. Готовить для тебя. И каждую ночь быть с тобой. И не умирать по вечерам, ожидая твоего звонка.

Гоша: - Не ревнуй. Ты же знаешь, ты моя единственная в мире женщина. И никто мне не нужен. И женился я без любви – мать настояла. Зато тут же и прописку, и работу получил. Что делать? Иногда мы не выбираем, как нам жить. Жизнь руководит нами. Ничего, скоро получу диплом, стану инженером, зарплата будет побольше. Накопим денег и купим нормальную квартиру. Сможем создать семью.

Нина: - Мамочка тобой руководит, а не жизнь. Я тоже дачу хочу. Пусть 6 соток, но свои. Поставим вагончик или палатку, и всё лето будет наше. О таком счастье даже мечтать страшно.

Гоша: - А разве мы сейчас не счастливы? А благополучие…

Бестужев: - Эй, друзья, приглашаю отведать мой шашлык. Пойдёмте в дом.

Гоша: - Нас зовут. Ты совсем замёрзла. Пойдём в дом.

Нина: - Как там Вера сказала? Не в дом, а в родовое поместье.

Все уходят в дом.

ЗАНАВЕС.