Найти в Дзене

Отечественная психология об основных методах диагностики движений человека

Все внешние действия человека совершаются с помощью движений. Многим известен тест на координацию пальца и носа, когда необходимо вытянуть руку и затем достать пальцем до кончика носа. Или тест на равновесие при хождении вдоль белой полосы. Благополучно справившись с данными заданиями, человек может смело считать себя сдавшим нормативы на проверку своих двигательных функций. А между тем застегивание одной рукой пуговицы на пальто куда более сложное движение, чем два предыдущих вместе взятых.

О движениях своего организма мы вспоминаем только тогда, когда какой-нибудь сустав, сухожилие или мышца заявят о себе болевым симптомом. Тогда мы начинаем крючиться, ища позу, при которой боль становится не столь невыносимой. А когда подействует обезболивающее, и вовсе забываем о случившемся и снова погружаемся в каждодневную суету.

А, между тем, в этих самых суставах, мышцах и сухожилиях имеются рецепторы, которые каждое мгновение посылают в головной мозг сигналы о расположении этого сустава, мышцы и сухожилия в пространстве. В самом головном мозге есть области, которые постоянно анализирует сигналы, поступающие из указанных выше рецепторов, затем дают указания мышцам, суставам и сухожилиям, что им нужно делать в соответствии с целью действия. Например, этому пучку сгибательной мышцы руки командует напрячься, а всем остальным расслабиться, потому что человек задумал написать сообщение.

Если в центре управления сигналами исходящими от органов движения и обратно неполадки, то и результат будет соответствующим, если он вообще будет.

Так, человек захотел пришить пуговицу. И никак не может вдеть нитку в иголку. Тогда он решает больше не мучить нитку с иголкой и обращается к своей бабуле. У нее же толстые линзы в очках, она-то точно не промахнется. И вот человеку предлагают поставить подпись в справке. Тогда человек с ужасом обнаруживает, что пальцы не слушаются, ручка не хочет плавно скользить по бумаге, и на выходе получается то ли подпись, то ли закорюка. Тогда человек решает, что это от того, что он мало пишет, а все больше стучит пальцами по клавиатуре. В принципе можно и одним пальцем целую повесть настучать. Так что все в полном порядке. Затем человек пытается объяснить своему другу, что мечтает о пруде во дворе. Но вместо слова «пруд» произносит «прут». И как бы он ни старался, твердости звуку он прибавить не может. А друг слушает и мысленно спрашивает: «Кого прут? Зачем прут?»

Так проявляются нарушения двигательных функций, которые могут возникнуть как по причине неправильной обработки поступающих от рецепторов мышц сигналов, так и по причине неправильных команд исполнения двигательной функции.

Советский психолог А.Р. Лурия отметил, что движение человека не простая реакция на воздействие внешних факторов, как это считалось в зарубежной психологии, а целая система, которая управляется нашим мозгом. Функционирование данной системы зависит от нескольких факторов.

Во-первых, от того, как будут обрабатываться сигналы, поступающие от мышц, суставов, сухожилий (афферентные сигналы). За этот этап отвечают постцентральные зоны коры головного мозга.

Во-вторых, от того как будут исполняться команды, поступающие из центра обработки к исполнительным органам (эфферентные сигналы). За этот этап отвечает премоторные зоны коры головного мозга.

В-третьих, все это должно функционировать в системе координат окружающего пространства. За ориентировку в пространстве отвечают затылочно-теменные отделы коры.

Соответственно психологические методы исследования особенностей организации движения можно разделить на три группы. В первую группу входят методы исследования двигательных функций в системе координат. Вторая группа включает методы исследования работы обработки сигналов поступающих из периферии (мышцы, сухожилия, суставы). Третья группа состоит из методов исследования исполнения движений или действий во времени.

Для исследования способности выполнять движения в системе координат или пространстве используют методики двух видов. Одни для исследования совершения движений одних частей тела относительно других.

Например, методика «Воспроизведение положения руки по отношению к лицу» (Д. И. Вассерман и соавт.)

Необходимо повторить позы одной из рук определенным образом расположенной по отношению к лицу, как на рисунках.

В норме человек все повторяет без труда. Ошибки типа замена левой руки правой и наоборот, искажение направления движения, замена одной щеки другой и т. п. — являются результатом нарушения пространственного синтеза сигналов поступающих от рецепторов мышц, сухожилии и суставов.

Другие методики направлены на исследования движений с ориентировкой на внешние факторы.

Например, тест Денманна.

Перед испытуемым кладется бланк с образцами фигур, которые нужно скопировать, и чистый лист бумаги.

-2

Задание выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе) — другой. Проба оказывается эффективной также при анализе навыков письма.

В норме человек справляется с данным заданием без ошибок. Неровность линий при рисовании неведущей рукой к ошибкам не относится.

Расстройства копирования по типу грубых нарушений пространственных соотношений фрагментов могут возникать при поражениях нижнетеменных или теменно-затылочных отделов коры (афферентная основа движения). Если имеются повторения уже прорисованных элементов то это может являться следствием дефектного функционирования премоторных зон мозга (эфферентная основа движений).

Для исследования способности действовать симметрично в пространстве можно использовать методику «Рисование в левом поле зрения» (Д. И. Вассерман и соавт.)

Перед испытуемым кладется лист бумаги, в правой части которого нарисованы несколько геометрических фигур и графических стереотипов.

-3

Необходимо по имеющемуся образцу симметрично перерисовать их в левой части листа (задание для праворуких). Ошибками является копирование рисунков, так как они нарисованы без учета симметрии. В норме ошибок не должно быть.

Теперь переходим ко второй группе методик. Для изучения способности обрабатывать афферентные сигналы при движениях, используются следующие методики.

Методика «Показ пальцев по подражанию».

Предлагается повторить несколько поз руки, изображенных на рисунках.

-4

При этом желательно, чтобы человек как можно меньше контролировал собственные движения зрением, вплоть до возможности закрытия кисти «работающей» руки от глаз. Исследования проводятся для обеих рук.

Нарушение кинестетической (чувствительной) основы движений выявляется в случаях, если человек не в состоянии найти нужный набор движений или если движения по формированию позы начинают носить диффузный характер (выставляется большее число пальцев, чем требуется в пробе). В некоторых случаях при наличии кинестетической недостаточности испытуемый начинает помогать себе, загибая пальцы другой рукой.

Следующая методика состоит в необходимости показать как совершается действие без предмета. Например, такие:

- Как наливают чай в стакан.

- Как зажигают спичку.

- Как чистят зубы.

- Как вдевают нитку в иголку.

Если подобные действия с реальными предметами человек совершает, а без предметов не может, то это говорит о том, что при сохранности внешней пространственной организации движений нарушается внутренняя кинестетическая (чувствительная) сигнализация двигательного акта.

Следующие пробы направлены на исследование афферентной организации движений артикуляционного аппарата.

Предлагается произнести звуки близкие по артикуляции: зубные - «д», «л», «н», губные - «б», «п», «м», передненебные – «ш», «ж», «ч», задненебные – «к», «г», «х».

Существенное значение имеет четкость произнесения указанных звуков, интенсивность их произнесения, наличие голосового компонента, который в норме сопровождает каждую артикуляцию.

Смешение звуков близких по артикуляции, например, произнесение «д» вместо «л», или замена «б» или «п» на «м» являются стертой формой, свидетельствующей о нарушениях кинестетической основы речевого акта.

При затруднениях произношения предлагается написать следующие слова: халат, большой, вагон, стол, парта, слон, палата.

Смешении близких артикулем (типа «л»—«н»—«д») будет проявляться и при письме. Например, если вместо слова «халат» написано «хадат» или «ханат», или «слон» вместо «стол» и т.д. Это как вторичное проявление дефекта при нарушении афферентной основы речевого аппарата.

Для исследования афферентной организации двигательных функций лица, языка, губ, как самостоятельных органов движения, предлагается либо по подражанию, либо по инструкции показать оскал, вытянуть губы, поднять язык, убрать язык, повернуть его вправо, влево, вверх, вниз, надуть щеки, втянуть щеки, поднять брови, нахмурить брови. Признаками нарушения афферентной организации мышц лица, языка, губ являются длительные попытки найти нужное движение («кривляние»), замена искомого движения другим.

Теперь переходим к третьей группе методик, направленных на изучение эфферентной организации движения (исполнительная часть).

Для исследования способности к последовательным действиям можно использовать методику «Пересчет пальцев».

Испытуемому предлагается поочередно прикоснуться I (большим) пальнем ко II, III, IV и V пальцам, делая эти движения одновременно обеими руками в обычном, а затем максимальном темпе. Если ошибок нет, то рекомендуется повторить задание с закрытыми глазами.

Наблюдаемая разница в выполнении движений правой и левой руками, особенно неравномерное истощение, а также нарушения силы, точности, быстроты и координированности движений могут являться признаками функциональной недостаточности мозговых структур, обслуживающих исполнение движений. А о нарушениях можно говорить, если дефекты подобной пробы включают тремор, зацикливание на одном движении.

Исследование способности выполнять программу действий проводится по методикам рисования графических проб. Например, графическая проба «Забор».

Испытуемому предлагается, не отрывая руки от бумаги, рисовать до края страницы достаточно простой узор, в котором чередуются одни и те же серийно организованные графические контуры. Испытуемому показывают узор, который тот должен в точности скопировать.

-5

Ошибки, типа вырисовывание каждого элемент отдельно, либо после 1-2 правильных по чередованию фрагментов выработка простого двигательного стереотипа, состоящий из одного повторяющегося звена свидетельствуют о неспособности правильно распределить двигательные импульсы во времени.

Согласованность движений рук определяется по тесту Н. И. Озерецкого.

Предлагается положить перед собой руки, причем одна из них сжата в кулак, а другая лежит с выпрямленными пальцами («ладонь»). Необходимо изменять форму обеих кистей, расправляя сжатую в кулак и сжимая распрямленную. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук.

При поражениях или недостаточности функционирования двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено. Переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно.

Следующая методика направлена на исследование эфферентной организации последовательности движений артикуляционного аппарата.

Пробы на артикуляцию.

Предлагается повторять звуки, различающиеся по артикуляционной сложности: «м», «б», «п»; «д», «н», «л»; «с», «ш», «ж»; «к», «х», «г».

Затем предлагается произнести слова: Дом, окно, кошка, портной, стон, слон, муха. Полковник, поклонник, половник. Кооператив, кораблекрушение.

Поражения премоторных отделов речевой зоны приводят к затруднению в переключении с одной артикуляции на другую. Например, пытаясь произнести слово «муха», человек правильно артикулирует (губной) согласный, входящий в первый слог «му», но оказывается не в состоянии перейти на следующий (задне-язычно-гортанный) согласный в слоге «ха», и вместо требуемого слова произносит: «му...-м...м...му...ма».

Таким образом, движение человека зависит не только от состояния суставов, сухожилий, мышц, но и от того как проходит управление этими органами в центральной нервной системе.

Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология об особенностях формирования двигательных навыков».

Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.

Благодарю за внимание! Жду в подписке!