Пропаганда - один из наиболее эффективных методов управления общественным мнением в современном мире. Она активно используется в бизнесе, политике, образовании, здравоохранении и во многих других сферах. И основной ее целью является донесение определенных идей и смыслов до широких масс за счет использования специальных техник. Несмотря на то, что слово “Пропаганда” чаще всего воспринимается с негативным подтекстом, она также часто используется для донесения созидательных идей, которые объединяют и двигают человечество к прогрессу.
В последнее время можно часто встретить утверждение о том, что наши мысли на самом деле не наши, а являются лишь продуктом влияния внешнего мира. Мы выросли в определенной среде, культуре, которая сформировала наше мышление и сделала нас тем человеком, которым мы являемся. Если бы мы росли в другой стране, то вероятней всего думали бы сейчас иначе и придерживались бы других взглядов на многие вещи. Большую роль в формировании этого мышления играет пропаганда.
Невозможно полностью скрыться от ее влияния, но можно научиться распознавать, когда нашим мнением манипулируют и какую идею хотят навязать. Понимая это, будет значительно проще выбирать, какая из транслируемых идей будет для нас полезна и достойна того, чтобы занимать место в нашей голове.
Любую пропагандистскую кампанию можно разложить на несколько этапов. Каждый из них проще будет разобрать на примере. Не хочется здесь затрагивать политику т.к. ее и так слишком много в последнее время (хотя в политике эти принципы используются точно также). Возьмем лучше в качестве примера сферу онлайн - образования. Это также довольно актуальная тема, к тому же я в ней работал и понимаю как она устроена изнутри.
Этапы пропаганды
1. Цель. Например, некий инфобизнесмен, назовем его Петр, хочет запустить бизнес - тренинг и зарабатывать деньги на его продажах. Когда цель поставлена, он спрашивает себя: а кто же будет моим покупателем?
2. Аудитория. Первое, что приходит на ум - это аудитория владельцев бизнеса, которым в целом интересна данная тема и они хотят лучше разобраться как вести дела, чтобы увеличить прибыль. Но проблема в том, что бОльшая часть из них никогда не пойдет на подобный тренинг т.к. у них уже есть большой опыт работы в определенной сфере и скорее всего они понимают как она устроена лучше бизнес - тренера.
Петр это понимает и решает, что лучше сфокусировать свои усилия на обычных людях, “работягах”. Они ведь тоже стремятся добиться успеха, признания, больше заработать и на этих желаниях можно здорово сыграть. Но в результате опросов, анализа комментариев и общих настроений в обществе, Петр понимает, что у большинства из этих людей сложилось негативное мнение о бизнесе. Они думают, что это рискованно, страшно, непонятно и вообще это не для всех.
3. Идея. На этом этапе уже вступают в работу законы пропаганды. Наш бизнес - тренер решает, что раз сильного спроса на продукт нет, то нужно его создать, поселив в умах людей мысль о том что каждый может быть предпринимателем, это модно, престижно и вообще очень быстрый путь к успеху.
4. Каналы. Дальше Петр думает где чаще всего бывает его аудитория: что читает, смотрит, слушает. И начинает использовать соответствующие средства массовой информации, чтобы донести новые идеи и ценности: соцсети, телевидение, издательства, кино и тд.