Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Философия и Звук

Философия и Звук  - два неразрывных понятия, но если кто-то считает иначе,то дальше может не читать, переключившись на что-то иное, с чем он готов согласиться. Вообще существует два понятия: философия музыки и философия звука и каждому из этих понятий даны конкретные определения в энциклопедии. Но я их приводить не стану по двум причинам: во-первых у каждого из нас может быть своя собственная философия, отличная от общепринятой. А во-вторых разговор не о каждом из этих понятий в отдельности, а об их симбиозе. Ведь и музыка и звук настолько переплетены друг с другом, что схема "мухи-отдельно, котлеты - отдельно" здесь не работает. Впрочем, я уже сказал в самом начале о неразрывности этих двух понятий, поэтому приношу извинения за повтор. Если говорить по-простому, то есть так, чтобы всем было понятно, то у каждого разработчика аудиотехники есть своя, в данном случае техническая философия создания, а у конечного владельца - философия потребления. И понятие "правильный звук" на самом деле

Философия и Звук  - два неразрывных понятия, но если кто-то считает иначе,то дальше может не читать, переключившись на что-то иное, с чем он готов согласиться.

Вообще существует два понятия: философия музыки и философия звука и каждому из этих понятий даны конкретные определения в энциклопедии. Но я их приводить не стану по двум причинам: во-первых у каждого из нас может быть своя собственная философия, отличная от общепринятой. А во-вторых разговор не о каждом из этих понятий в отдельности, а об их симбиозе. Ведь и музыка и звук настолько переплетены друг с другом, что схема "мухи-отдельно, котлеты - отдельно" здесь не работает. Впрочем, я уже сказал в самом начале о неразрывности этих двух понятий, поэтому приношу извинения за повтор.

Если говорить по-простому, то есть так, чтобы всем было понятно, то у каждого разработчика аудиотехники есть своя, в данном случае техническая философия создания, а у конечного владельца - философия потребления. И понятие "правильный звук" на самом деле миф, хотя и не лишённый определённой логики. То есть формула "идеального звука" как бы есть (идеальная стереосистема должна звучать так, как будто это живые музыканты пришли к тебе в гости и "играют"), но в то же время её как бы и нет (ведь никто не знает как будет звучать музыка в живом исполнении в том или ином помещении). Но то, что она в каждом помещении будет звучать по-разному - факт общеизвестный. Поэтому "эффект присутствия" зависит не только от самой системы и помещения, но и от нашего с вами восприятия (которое тоже является индивидуальным). А ещё всё зависит от фонограммы, которая, в свою очередь, зависит от видения и мастерства звукорежиссера и тех технических возможностей, которые у него были на момент записи. И вот на этом хотелось бы сфокусироваться и обсудить этот момент более подробно.

Само понятие "режиссёр" (не важно с какой уточняющей приставкой) подразумевает человека, создающего что либо в соответствии с собственным видением. И поэтому в случае (к примеру) с кинорежиссёром по одному и тому же сценарию два разных режиссёра снимут два совершенно разных фильма. Что собственно мы постоянно и наблюдаем на примере многочисленных (и не только современных) римейков. "Два капитана", " Тихий Дон", "Хождение по мукам", " Цыган" и многие другие старые советские фильмы тому пример. А уж про современные лучше промолчать, хотя, справедливости ради, скажу: пара-тройка удачных новых версий старых фильмов, в современном российском кино всё же присутствует. Но на общем фоне это выглядит редчайшим исключением.

Точно такая же история и с театральными режиссёрами. Одну и ту же пьесу каждый из них ставит по своему. Соответственно и результат отличается. На один спектакль публика валит валом а на другой...Ну вы поняли, да?

И вот тут мы добираемся до нашей темы. То есть до звукорежиссера. А ведь тут ситуация то по сути та же самая. То есть если один и тот же альбом музыканты записывали бы с разными звукорежиссерами, то и звучал бы он по-разному. И определить, какое из этих двух звучаний правильное, "эталонное", было бы непросто. Но обычно такая дилемма перед нами не стоит. Потому что выбора нет. Но это в отношении одного альбома. А когда музыкант(ы) записывают несколько альбомов с разными звукорежиссерами и на разных студиях тогда есть что сравнить. И, поверьте, отличия будут. Либо в пользу одного, либо в пользу другого. В зависимости от того, насколько это звучание соотносится с нашей личной философией. С тем индивидуальным пониманием "правильности" звучания, которое у каждого из нас своё собственное. Поэтому и надо иметь свою собственную философию как звука в частности, так и музыки вообще. Но придерживаться в той или иной степени общих (общепринятых) принципов при этом совершенно не возбраняется. Впрочем, как и наоборот.