Что известно обычному человеку о судебно-медцинских экспертах? Как правило, тут всего три варианта, и все три неправильные. В первом случае человек представляет себе некий образ не совсем адекватного, неопрятного мужичка лет под 50, напрочь лишённого чувства брезгливости, злоупотребляющего алкоголем и носящего щетину или бороду (вспоминаем сериал «Тайны следствия»). Во втором случае люди представляют достаточно молодого, энергичного человека, опять таки не совсем адекватного, но который в силу своей неадекватности на месте происшествия может моментально решить совершенно любые вопросы, провести любой анализ, по вкусу, цвету и запаху следов моментальной найдет преступника, и иногда даже вынесет ему приговор (вспоминаем кучу современных сериалов). Ну и еще один вариант, один из самых безумных – это считать, что эксперт является сотрудником полиции/прокуратуры/следственного комитета, и одновременно с экспертизой он еще и что-то расследует. У таких экспертов есть куча мифической аппаратуры, 90% их работы делает компьютер, ну и так далее (вспоминаем сериал «След»). Ну и самое большое заблуждение, что патологоанатом и судебно-медицинский эксперт это один и тот же врач. За такое утверждение вы рискуете услышать грубое «Фи» в свой адрес. Кто же виноват в таких стереотипах? Ответ прост и очевиден –люди черпают свои «знания» из фильмов и сериалов, которым такой образ эксперта нужен для определенных художественных задач. Удивительнее всего в данной ситуации то, что даже работники следственных органов могут быть подвержены стереотипам. Например, недавно, при осмотре трупа на месте происшествия, молодой следователь обнаружил кучу дерьма, и радостно прибежал ко мне поделиться своей находкой. Между нами состоялся очень занимательный диалог:
Следователь: доктор, пойдемте посмотрим, я там кучу дерьма нашел.
Я: Зачем мне это дерьмо?
Следователь: Док, вы должны мне помочь решить важные для следствия вопросы.
Я: И какие же это вопросы?
Следователь: Мне срочно надо узнать принадлежит ли это дерьмо погибшему, и как давно оно тут образовалось?
Я: И что же тебе это даст в расследовании, мил человек?
Следователь: Я смогу достоверно узнать ходил ли в туалет, перед тем как помереть, человек.
Ситуация абсурдная до невозможности, пришлось на месте происшествия прочитать микролекцию на тему: «возможности судбено-медицинского эксперта при осмотре трупа на месте его обнаружения». Эх, видили бы вы разочарование в глазах этого следователя. Я стал невольной причиной крушения его идеалов, и рассказал, что в судебно-медицинской экспертизе просто не существует методик, которые позволяют определить давность образования кучки дерьма на улице. Я разрушил его веру «в чудеса». Для избежания подобных стереотипов у моих дорогих читателей я постараюсь максимально кратко и понятно рассказать о различных специальностях в судебной медицине. Итак, начнем! Судебно-медицинские эксперты не являются сотрудинками правоохранительных или следственных органов, и никаким образом им не подчиняются. Государственные судебно-медицинские эксперты работают в «Бюро судебно-медицинской экспертизы», которые находятся в подчинении минздрава. (ну оно же логично, эксперт в первую очередь врач). В каждом бюро судебно-медицинской экспертизы есть куча разных отделений:
- 1 – танатологические отделения – или отделения исследования трупов. Это именно те отделения, куда доставляют трупы (и любые их части). Эксперты танатологических отделений проводят «вскрытие» трупов и отвечают для следствия на такие вопросы как: причина смерти, давность смерти, наличие и характер повреждений, заболеваний и т.д.
- 2- отделение экспертизы пострадавших и потерпевших («живых лиц») это эксперты которые «снимают побои». В отделении «живых лиц» решают такие вопросы как: наличие и характер повреждений, давность их образования, степень тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего.
- 3 – судебно-биологические отделния (в некоторых регионах нашей необъяьной Родины сюда же вхдят цитологические и генетические исследования) – это эксперты, которые устанавличвают видовую принадлежность (человек или животное) биологических объектов, таких как волосы, ногти, кровь, физиологические жидкости и среды человека. Они же устанавливают групповую принадлежность крови и других биологических следов. Цитологи в свою очередь исследуют наличие и принадлежность клеток, обнаруженных на предметах с места происшествия. А генетики так совсем волшебники! Они могут установить принадлежность биологических следов к одному конкретному человеку, и ни к какому другому. Наверняка, люди увлекающиеся подобной темой, помнят случай ошибок и «парадоксального выделительства» в истории с А.Р. Чикатило. Эта история является наглядным примером, когда нарушение методики исследования и неправильная трактовка результатов исследований не дала доказательств для задержания Чикатило, и не остановила цепочку смертей.
- 4- судебно-химическое отделение – как мне кажется, тут все ясно из названия. Это отделение напичканное кучей современной (и не очень) анализирующей аппаратуры типа хроматографов, масс-спектрометров и прочих приборов, где эксперты определяются наличие и концентрацию в крови, жидкостях и тканях трупов алкоголя, наркотиков и лекарственных веществ.
- 5 – отделения медицинской криминалистики – это моя любимая специальность в судебной медицине, поэтому буду несколько предвзятым. Это эксперты, которые применяют физические, химические, программные методы исследований в своей работе. Например, эксперт вскрывает труп и видит на нем рану, в лучшем случае он может сказать что это за рана – усиленная, колотая, резаная, колото-резаная, огнестрельная, электрометка, но следствие ненасытно, и хочет больше информации о травмирующем предмете. Тогда эксперт в ходе вскрытия вырезает кусок кожи с раной и отдает медицинскому криминалисту. И вот тут уже мы подготовив кожу к исследованиям, сунув ее в специальный микроскоп ищем всякие невидимые следы, которые оставило орудие преступления, и по итогу очень точно описываем какие особенности имел предмет, которым было нанесено повреждение. А если рана огнестрельная, то мы по такому же алгоритму, можем сказать с какой дистанции был произведен выстрел, имеются ли признаки выстрела через преграду, или признаки рикошета пули, мы можем сказать какие металлы входили в состав пули. Кроме того в отделении медицинской криминалистики исследуют механизмы образования следов (например кови) на месте происшествия. Для чего это надо? Самый простой пример – имеем труп, которому нанесли несколько колото-резаных ранений, и вероятный обвиняемый высказывает свою версию событий. Эксперт, изучив следы крови, может подтвердить или опровергнуть его версию. Также в отделениях медицинской криминалистики проводятся различные ситуационные экспертизы, в которых устанавливается возможность образования повреждений при тех или иных обстоятельствах, указанных фигурантами дела и свидетелями, производится компьютерное моделирование и т.д.
- 6 – дежурная группа – тут тоже все достаточно просто – это эксперты любой специализации, которые в течние суток выезжают в составе следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия, трупа на месте происшествия, следственных экспериментов и т.д.
- 7- отдел сложных, повторных и комиссионных экспертиз. Как ясно из названия это «элитное» подразделение, которое отвечает на вопросы, ответ на которые не дали другие экспертизы, или выполняет комиссионные и комплексные экспертизы с участием специалистов других специальностей (автотехники, балисты, криминалисты, врачи других специальностей). Пожалуй, на этом сегодня закончим, это основные экспертные подразделения. Естественно есть еще вспомагательные подразделения (всякие там кадры, бухгалтера и АХЧ), но они не относятся к судебной медицине, и поэтому нам неитересны.
П.С.: Приятного Чтения. Надеюсь, Вам понравится.
П.П.С. Буду благодарен за любую обратную связь в комментариях, с удовольствием выслушаю предложения и пожелания.