20-30 годы в СССР кипел бум изобретательства. Свои проекты предлагали сотнями, авторы, как правило, были далеки от тем своих изобретений. Но некоторые добивались неплохих карьерных успехов.
Например, летчик Павел Гроховский, который в 1932 году стал главным конструктором Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил РККА. Правда, для него это плохо закончилось – в 1943 году его расстреляли, но он успел предложить множество проектов, о двух из них мы и расскажем.
Летающий бронеавтомобиль
Бронеавтомобиль на воздушной подушке – казалось бы, это дикость или фантастика, однако Гроховский предложил именно эту концепцию.
Два авиационных двигателя предполагалось установить в носовой и кормовой частях, а отделение правления и боевое отделение размещалось в центральной части.
Плоский бронированный корпус с прямыми вертикальными бортами и полукруглые нос и корма. На крыше носа и кормы корпуса располагались воздухозаборники, в центре – башня от малого танка Т-37А.
Кроме того, бронеавтомобиль мог ездить и на колесах, которых у него было четыре, для чего устанавливался дополнительный двигатель.
Вооружение – пушка или танковый пулемет ДТ-29. Экипаж – 2 человека. Впрочем, проект так и остался на бумаге.
Подлетающий танк
Практически параллельно разрабатывался танк на воздушной подушке конструктора Владимира Израилевича Левкова. Проект «Земноводный подлетающий танк» разрабатывался на Московском авиационном заводе № 84.
Корпус бронированный, из катаных бронелистов, соединяемых сваркой, толщина брони – 10-13 мм, форма обтекаемая, П-образного сечения.
Как и в бронеавтомобиле Гроховского, в танке размещались два авиационных двигателя М-25, в носовой и кормовой части. Суммарная мощность двигателя – 1450 л.с.
Между двигателями в центральной части располагалось отделение управления, совмещенное с боевым отделением. Механик-водитель сидел ближе к носу, за ним, в небольшой пулеметной вращающейся башне находился командир-стрелок танка. Вооружение – пулемет ДТ.
Хотя до опытного образца не дошло, был изготовлен лишь макет, предполагались следующие характеристики:
- Скорость – до 120 км/ч;
- Подъем над поверхностью – 20-25 см;
- Вес – 8,5 тонн.
В итоге проект Левкова закрыли.
Танк на лыжах – зимний танк
Идея сделать танк по типу аэросаней также пришла в голову Гроховскому. То есть, он предложил поставить танк на лыжи, и установить двигатель с вентилятором. Танк мог бы передвигаться по глубокому снегу с большой скоростью.
Танк так и остался на бумаге, поскольку зимний танк – это слишком затратно, даже для СССР. Ведь без снега, получается, танк будет бесполезен.
И таких и еще более странных проектов и изобретений было великое множество, практически все они были отклонены.