Найти тему
Рок на БиС

Эксперименты от Дока. Brian Eno - Брайан Ино. 80-е.

В новое десятилетие Брайан Ино вошел не только как состоявшийся музыкант с репутацией незаурядного исполнителя, но и как фигура, стоявшая за успехом знаковых работ Дэвида Боуи и Talking Heads. Также Ино успел побывать в ипостаси продюсера у John Cale, Genesis, Robert Calvert, Lady June, Ultravox, Cluster…Помимо этого, как мы успели выяснить, на закате 70-х Ино заявил миру о новом жанре, который окрестил эмбиентом, и намеревался продолжать исследовать его.

Фото взято на https://www.producerloops.com/
Фото взято на https://www.producerloops.com/

В начале 80-х герой нашего цикла статей активно сотрудничает с авангардными музыкантами и неоклассическими композиторами и выпускает, как сейчас модно говорить, пластинки-коллаборации с ними.

В 1980 году Брайан Ино вместе с трубачом Джоном Хэсселлом (Jon Hassell) записывает альбом Fourth World, Vol. 1: Possible Musics. В название "Fourth World" («четвертый мир») авторы вложили своё понимание понятия «футуризм» в музыке, одновременно подчеркивая использование передовых электронных технологий и элементов «первозданной» этнической музыки. А формулировка «Possible Music» («возможная музыка») предлагает слушателю ознакомиться с тем, какой еще музыка может быть.

Ютуб-канал Tato Schab

Как и в предыдущих работах Ино здесь сделан упор не на мелодию, а на музыкальную текстуру и атмосферу. Музыкальное полотно соткано из минималистического набора инструментов: ударная установка уступает место сдержанной перкуссии и хлопкам, а за мелодию отвечает труба Хэсселла в электронной обработке. Ино не был бы Ино, если бы не использовал также свой «фирменный» подход с зацикливанием ленты, пуская «по кругу» музыкальные фразы, издаваемые трубой, с возможностью записи новых дорожек поверх них. По сути получилось протосемплирование (запомним этот термин!). В целом на пластинке царит пульсирующая, гипнотическая и местами мрачная атмосфера.

В том же 1980 году Ино вместе с композитором Харольдом Баддом (Harold Budd) выпускает альбом Ambient 2: The Plateaux of Mirror («зеркальные плато») и, соответственно, продюсирует его.

Запись была организована достаточно просто: Бадд импровизировал на пианино, а Ино записывал. Разумеется, не обошлось без специальной фирменной звуковой отработки. Получилась утонченная и атмосферная музыка, но, на мой взгляд, для эмбиента слишком субъективно-лиричная и болезненно-утонченная.

На пластинке больше мелодии и сюжета, нежели в Ambient 1. Вероятно, такое несоответствие заданной изначально концепции отражает незавершенный поиск ответа на вопрос «что такое эмбиент».

Поиск продолжился на диске Ambient 3: Day of Radiance («День свечения»), на которой Ино также выступил всё в той же роли продюсера и всё в том же 1980 году. Вместе с музыкантом под псеводонимом Ларааджи (Laraaji - настоящее имя Эдвард Ларри Гордон) Ино теперь исследует минимализм в музыке на основе струнных инструментов.

Ларааджи использовал цитру (струнный щипковый инструмент, отдаленно напоминающий гусли), которую «наэлектризовали» с помощью динамика на портативном катушечном магнитофоне. Первая часть пластинки представлена яркими и звонкими переливающимися репликами. Удивительно, как эта музыка точно передает созерцание пестрых солнечных бликов, их тепло и свет. Перед нами вполне удавшаяся попытка осмыслить природу света через музыку. Вторая часть пластинки (Meditation 1, Meditation 2) куда более умиротворенная. Здесь вперёд выходят уже знакомые нам атмосферные обволакивающие синтезаторы, а цитра уходит на второй план и словно демонстрирует неспешную россыпь вечерних лучей уходящего Солнца.

Разумеется, в моем скоромном повествовании никак не обойти стороной опыт работы Брайана с Дэвидом Бирном (David Byrne), ибо подход к записи был сугубо экспериментальным, что как нельзя лучше соответствует критериям данного цикла и заголовку про эксперименты. Речь идет о работе My Life in the Bush of Ghosts («Моя жизнь в Лесу Духов» - по названию одноименного романа 1954 года нигерийского писателя Амоса Тутуола), вышедшей в 1981-ом, но записанной несколько ранее.

Ино и Бирн очень любили слушать этническую «полевую» музыку. Друзей вдохновляла нетипичная структура композиций, колорит и экспрессия в фольклоре разных народов мира. Постепенно музыканты пришли к тому, что решили попробовать создать свою собственную вымышленную музыкальную культуру, которая развивалась бы сама по себе, без оглядки на современные музыкальные тенденции. Было принято категорическое правило - не следовать своему прошлому опыту игры на музыкальных инструментах. Музыканты решили притвориться, что толком не знают, как на них играть.

При создании ритм секции в ход шли кейсы от инструментов, картонные коробки и другие предметы, которые могли играть роль перкуссии. Тем не менее были приглашены сессионные музыканты для создания ритм секции (ударные и бас). Интересно также то, что ни Бирн, ни Ино на своих «полевых записях» не пели. За голос отвечали вокальные дорожки из разных песен, в том числе и народных. Также в ход шли аудиозаписи из телепередач, бормотание из звонков слушателей в радиоэфире и тому подобное. Ино и Бирн «примеряли» вокал на свои музыкальные зарисовки, то включая, то выключая разные дорожки. Позже, в несколько измененном формате этот прием начнут массово применять хип-хоп исполнители и электронные музыканты.

В 1982 году Ино возвращается к работе над эмбиентным циклом. Ambient 4: On Land («На земле»). Последний альбом из серии вышел без соавторов только с именем Ино на обложке. Альбом примечателен включением в него звуков природы (не зря он называется «На земле»). На момент записи Брайан пришел к выводу, что «синтезаторы исчерпали себя» и принялся экспериментировать с реальными звуками природы, исследуя их акустические возможности. Также для данной записи Брайан взял в работу неиспользованный ранее материал с предыдущих сессий.

Пластинка получилась несколько мрачной и даже местами напряженной, отражающей не только светлую сторону природы с льющимся светом и голосами птиц, но и ночную, суровую жизнь, которая таит немало загадок и опасностей. Также я бы назвал эту работу более ландшафтной и структурированной по сравнению с предыдущими.

В 1983 Брайан Ино берется за создание музыки для документального фильма Эла Рейнарта под названием «Для всего человечества» о подготовке и высадке первых людей на Луну (фильм вышел только в 1989 году). В итоге Ино выпускает альбом «Apollo: Atmospheres and Soundtracks». «Идея заключалась в том, чтобы попытаться создать какую-то передовую космическую музыку», – сказал Ино в интервью 1998 года.

Первая часть альбома передает царящую в космосе атмосферу невесомости. Ино дает слушателю возможность ощутить невозмутимую и грозную силу космоса. Музыка "Аполлона" погружает в пустоту космического пространства, при соприкосновении с которой пугаешься из-за отсутствия привычных преград и в то же время ощущаешь абсолютную свободу. Для реализации этой цели прекрасно подошел первый цифровой синтезатор Yamaha DX7. Как упоминалось ранее, Ино охотно использовал передовые технологии и не боялся пробовать новое.

Забавно, но три композиции со второй части альбома (а именно «Silver Morning», «Deep Blue Day» и «Weightless» передают совсем другую атмосферу. Это спокойная гитарная «кантри»-музыка в исполнении гитариста Даниэля Лануа на специальной стальной гитаре с педалями, которая звучит словно взята со старого доброго винила. Сей контраст объясняется тем, что астронавтам разрешалось брать с собой на космическую станцию «земную» музыку: таким образом, по замыслу авторов получается, что мы будто слышим земную музыку вне Земли.

Альбом The Pearl («жемчужина») 1984 года Ино записал с Гарольдом Баддом (в сотрудничестве с которым был выпущен Ambient 2). Принципы записи не имели принципиальных отличий от таковых на предыдущей работе – игра Бадда на фортепиано в обработке Ино. Однако, важно отметить, что использовался более широкий набор синтезаторов, а работа над звучанием была более скрупулезной.

От «Жемчужины» веет атмосферой перламутровых глубин. Слушателем овладевают разные эмоциональные состояния от прохладной легкости до меланхолических раздумий. Работа по праву считается классикой раннего эмбиента.

В 1985 году состоялся выпуск 10-го альбома Брайана Ино под названием Thursday Afternoon, который использовался в роли саундтрека к одноименному фильму. Примечателен альбом своей монолитностью, по своей сути это один 60-минутный трек. Работа выполнена по образу и подобию Discreet Music, – то есть это музыка, звучащая без активного вмешательства, свободная и непринужденная.

Интересен тут и подход Ино к визуализации музыки. Слушателю (а теперь еще и зрителю) предлагается ряд сменяющих друг друга простых образов с визуальными эффектами. Этакая экспериментальная видео-музыкальная инсталляция с непредсказуемым итоговым результатом и возможностью свободной трактовки слушателем.

Видео было снято днем в четверг, в честь чего и был назван альбом.

Ссылка на видеоряд:

Ютуб-канал Neonomi

Подводя промежуточный итог всему вышесказанному, хочу сказать, что за 1980-е годы Брайан Ино прочно входит в роль одного из ведущих и наиболее востребованных деятелей музыкальной индустрии. Он использует передовые технологии, вдохновившие не одно поколение исполнителей и звукоинженеров, имеет собственный неординарный подход к любой задаче, создает основы современной электронной музыки, пишет саундтреки и продюсирует весьма примечательные "знаковые" проекты

Встречается мнение, что именно Ино «сделал» музыкальные 70-е и 80-е. А вы как считаете?

Продолжение следует…

Автор статьи - Doc. K

Предыдущая заметка: