Приучение к горшку - неизбежный этап взросления. И даже повод гордиться вашим малышом и собой. С какой стороны подойти к этому процессу, чтобы он не превратился в мучение для обоих? Пройдемся по пунктам, о чем нужно знать, прежде чем начать вырабатывать новый навык. Это все-таки бывает не так просто, как кажется, на первый взгляд. А так хочется поскорее избавиться от подгузов, правда?
1. Не торопите. Многие, наслушавшись полезных советов, что приучать надо чуть ли не с рождения, радостно бегут покупать горшок. Но истории о том, что годовалый малыш уже как полгода садится делать свои дела, как взрослый, скорее вводят в заблуждение. Просто примите факт, что лет до двух ребенок НЕ МОЖЕТ контролировать испражнения. Это самопроизвольный процесс. Такова уж человеческая физиология. Максимум, чего вы можете добиться - условного рефлекса, как у собаки Павлова. Но вместе с этим есть риск заработать ребенку прочное отторжение к горшку. Всему свое время.
2. Положительное подкрепление. Когда у малыша сформируется связь “сходил в горшок - радость и похвала”, он снова и снова захочет получать ту реакцию, которая нравится. Поэтому не скупитесь на овации и восторг, когда у чада что-то получится. Вы даже можете созвать всех домашних, чтобы они тоже порадовались маленькой победе. Счастье от получения нового навыка - лучший стимул.
3. Вызовите интерес. Хоть процесс этот для нас не сказать, что приятный, но для ребенка это что-то новое. То, чего он раньше делать не мог. Это само по себе уже может вызвать интерес. Но вот вам несколько дополнительных способов:
- За каждый самостоятельный и удачный поход в туалет можно давать наклейку и приклеивать ее над горшком. Собрав определенное количество наклеек, малышу достается игрушка.
- Читайте с ним книжки “об этом”. Сказкотерапия направлена на подражание интересным героям.
- Проиграйте ситуаци: научите игрушки, как нужно ходить на горшок, расскажите им, почему это здорово. В присутствии ребенка, разумеется.
- Можно приклеить в туалет мишень и показать, как интересно писать в цель.
- На дно горшка приклейте специальные наклейки, появляющиеся от жидкости. И наблюдайте с малышом волшебство.
4. Выберите время. Самый подходящий момент для обучения - лето. Поскольку неизбежно придется и на прогулке тоже отказаться от подгузников. Когда случится казус, лучше, чтобы это не помешало играм на свежем воздухе и не испортило настроение вам. Запасная одежка быстро исправит ситуацию. Да и легко можно отвести малыша за ближайшие кустики, чего не сделаешь зимней порой.
5. Наблюдайте. Обозначьте для себя, в какое время ваш малыш обычно ходит по-большому. Если питание отлажено, у некоторых это будет примерно в одно и то же время. Приглядитесь, как он при этом выглядит (замирает, кряхтит, уходит подальше). Значит надо в это время присматриваться к ребенку особенно внимательно, и быть готовой среагировать. Научите малыша сопровождать свои позывы с понятными словами ("пи-пи", "ка-ка").
6. Частота. В самом начале поставьте горшок туда, где он будет в быстром доступе, например, прямо в детской. Чтобы малыша можно было хоть раз подловить. В течении дня сажайте его как можно чаще. Особенно никогда не забывайте после и перед сном, прогулкой, едой, купанием. Как только ребенок поймет, что вы от него хотите, можно переставить горшок в туалет и продолжать водить уже туда, не так часто, а по необходимости.
7. Горшок - не развлечение и не наказание. Некоторые в погоне за легким результатом, сажают ребенка на горшок, и заставляют сидеть на нем до онемения. Попутно могут включать мультики, давать игрушки, книжки или вкусняшки. И ждут, пока не случится чудо. Конечно, рано или поздно ребенок справит нужду, куда нужно. Но это не приблизит его к умению ходить на горшок. Малыш должен знать, для чего именно нужен горшок. И что его этим не наказывают. Играть с горшком тоже не следует. Только если это не обучение игрушек правилам гигиены.
8. Долой подгузы. Надо сжать зубы и потерпеть некоторое время лужи и мокрые штанишки. Если ребенку и так комфортно ходить в подгузниках, зачем ему вообще этот горшок? Но вот быть мокрым и грязным никому не нравится. Еще лучше будет не бежать его переодевать, а:
- объяснить, что случилось,
- попросить самостоятельно снять мокрое и отнести его в стирку, помочь, если ему трудно,
- вместе пойти и посмотреть, куда правильно в следующий раз сходить.
На ночь можно все равно надевать подгузы, чтобы ни ваш, ни его сон не прерывался. Но после пробуждения постарайтесь успеть посадить ребенка на горшок, прежде чем он насладится вашим промедлением.
9. Подавать пример. Никакое воспитание не дается без личного примера. Ребенок должен видеть, что вы тоже это делаете, и как. Если это мальчик, он должен знать, что папа и брат могут по-другому. Поэтому борьба за интимность процесса до того, как ребенок чуть подрастет, - может сыграть не в вашу пользу. Не запирайте перед ним дверь в туалет, лучше расскажите, что вы делаете.
Итак, ваши действия.
Вот он чувствует позыв. Каждый раз акцентируем на этом внимание (Ты хочешь писать/какать? Побежали скорее). Проговариваем, что надо снять штанишки/трусики, помогаем (но не снимаем за него). Помогаем сесть на горшок. Подбадриваем его, говорим, что теперь он как взрослый. И ждем (не надо слишком давить, это будет мешать даже вам). Если у него получилось, смотрим пункт 2. Затем по необходимости вместе с малышом отрываем бумагу/подмываем. Помогаем с трусиками и обозначаем словами. И, наконец, показываем, как сливать горшок и смывать. А если не получилось, отправляем восвояси, тщательно скрывая свое разочарование. Весь этот процесс придется повторять снова и снова, пока он не станет автоматическим и обыденным для ребенка.
На это нужно очень много внимания и терпения. Сразу не получится. Но помните, что никто из взрослых не писается в штаны (кроме некоторых).