Когда-то такая обыденная и привычная вещь, как мыло, считалась огромной роскошью, которую могли позволить себе только очень богатые люди. Первые упоминания о нём встречаются ещё в летописях Древнего Рима, Египта, Греции.
Спустя тысячелетия в состав мыла всё так же входят жир – растительный или животный, древесная зола, эфирные масла, ароматические и красящие вещества. Сегодня на прилавках магазинов ассортимент мыла таков, что глаза разбегаются: от универсального хозяйственного до дорогого туалетного с элитным парфюмом внутри. Так зачем же заниматься дома столь трудоёмким процессом, как мыловарение?
- Для души. Для красоты. Для настроения, — улыбается Екатерина Хабарова из Селенгинска. — Я загорелась этой идеей три года назад. Увидела в интернете мастер-класс по домашнему мыловарению – и не смогла оторваться.
Как это часто случается, мы боимся сделать первый шаг. Вот и Катя не знала, с чего начать. Выручила дочь: заказала на день рождения любимой мамы набор мыловара. Силиконовые формочки, ароматические добавки, жидкие красящие пигменты, палочки для смешивания ингредиентов. Теперь-то Екатерина знает толк в мыльных основах, красителях, отдушках. Хотя и смущается, утверждая, что до опытного мастера ей ещё расти и расти. Так, первое время несколько раз обжигала ладони горячим мыльным раствором – теперь работает в перчатках. Не учла особенности красителя – и слои в изделии мигрировали, вместо задуманной радуги получился унылый бурый кусок.
Трудности Катю не остановили: она с детства занимается спортом и привыкла идти к намеченной цели. Попробовала сменить краситель, не хотелось отказываться от идеи разноцветного мыла: оно выглядит так нарядно. Оказалось, что если использовать не пищевой краситель, а специальный красящий пигмент, то процесс миграции можно остановить. Говоря проще, частички краски из одного слоя перетекут в соседний, если вы добавите в мыльную основу пищевую краску – например, ту, что используете для окраски яиц перед Пасхой. Так же нестойки природные красители – чай, какао, каркадэ, кофе. Со временем многослойное мыло с природным красителем в составе изменит оттенок. Зато для одноцветного такие красители подойдут идеально. Пигмент дороже, но гарантирует стойкость цвета.
По незнанию можно подумать, что самое сложное – фигурки. Но нет. Гораздо больше терпения потребуется, чтобы изготовить уже упомянутый брусок полосатого мыла или незатейливый на первый взгляд сувенир к празднику. Миниатюрный кулич, к примеру, должен хорошенько застыть.
Придётся повозить с «глазурью»: сделать натуральные подтёки – работа кропотливая и долгая. Сейчас Екатерина осваивает ещё и роспись готовых изделий акрилом. На том же куличе – яркая посыпка, у крошечных пасхальных зайчиков есть глазки и носики.
Большой популярностью пользуются мыльные букеты: розы, тюльпаны. Они выглядят точь-в-точь как живые и источают нежный аромат. Чтобы создать такую красоту, уходит много времени. Форма под цветок у Кати пока одна, каждый бутон делается отдельно. Мыльная основа нагревается в микроволновке или на водяной бане (нужно следить, чтобы мыло не закипело), затем в неё добавляются желаемый краситель и эфирное масло или отдушка, после массу заливают в форму до полного остывания и затвердевания. Хотите получить разноцветное изделие – заливайте каждый последующий слой только после высыхания предыдущего, не забыв обработать его спиртом. Когда все «ингредиенты» подготовлены, собираем букет, украшаем искусственной травкой, лепестками. Чудесный подарок женщине, который к тому же не завянет. И не забывайте, что его можно использовать и по прямому назначению: это ведь в первую очередь ароматное мыло, которое хорошо пенится и отлично отмывает грязь.
- Такое творчество вряд ли надоест, — говорит напоследок Катя. — Здесь постоянно можно пробовать что-то новое. Бывает же ещё мыло с картинками, с настоящими цветами внутри, мыло-скраб с морской солью или молотым кофе… Есть чему учиться!