Как вы считаете - важен ли в рок-песнях текст ? Поставим вопрос шире - важен ли вообще смысл текста в той или иной песне ? Поставим вопрос под другим углом - важно ли нам понимать текст песни на иностранном языке ?
Согласитесь, что если озадачиться переводом песен импортных рок-групп, то не всегда их смысл нам понравится и даже будет понятен : настолько будут диссонировать текст, реальная жизнь и здравый смысл. С другой стороны, среди них много шедевров, и меня всегда удивляло, как люди, не имеющие хорошего образования или вообще его не имеющие, могли и могут писать красивые проникновенные стихи или тексты песен, кому как нравится. Этому будет посвящена отдельная публикация. Ну а пока - выборочно послушаем песни наших авторов, поэтов-песенников и рифмоплетов.
Как быть с песнями рок-исполнителей и деятелей эстрады на русском языке ? Отметим, что стихи издаются отдельными книгами, пишутся книги-биографии, снимаются байопики и сериалы, клипы на песни.
Бытует мнение, что в основе так называемого русского рока лежат глубокие философские, протестные и лирические стихи-тексты, написанные самими музыкантами, лидерами-групп или профессиональными поэтами-текстовиками, а песняки эстрадников сплошь про "любовь-морковь". С этим, конечно, если не углубляться, можно согласиться, но с большой натяжкой. Отметим, что в основе так называемой русской рок-музыки все-таки лежат тексты, а многие рокеры близки по музыкальному строю и текстам к бардам, и наоборот. И бард - это не чел с гитарой у костра в рваном свитере и трениках с отвислыми коленками. Настоящий бард - это поэт с гитарой, поющий от первого лица на животрепещущие темы бытия и любви. Романтики с большой дороги, так сказать. В средние века это были, кстати менестрели, которые пели больше о любовных переживаниях, а не о войне или несправедливом устройстве общества.
Не все изображенные на фотоколлаже люди мне нравятся своим творчеством, но с причислением к рок-поэзии творчества Владимира Семеновича Высоцкого я, пожалуй, соглашусь.
Попробую выделить несколько отечественных авторов, отдельные тексты которых нравятся мне в силу своей поэтичности, оригинальности и злободневности, что ли.
Основной автор музыки и текстов, лидер легендарной "Машины Времени", Андрей Макаревич всегда отличался критическим взглядом на окружающую действительность, а также попытками осмыслить жизненные ситуации.
Независимо от времени, это всегда отражалось в текстах его песен.
Отражается и до сих пор....
Но не только пессимистическими текстами отметился Андрей Вадимович, но и оригинальной по форме и содержанию лирикой.
Более лиричен музыкант в сольном творчестве : ведь он выступает давно, как бард, отдельно от группы. Здесь у него много философских текстов и даже песен о любви, чего не скажешь о репертуаре основной группы.
По-моему сугубо частному мнению, если бы не тексты Макаревича, то о "Машине Времени" давно бы забыли, и ее бы до сих пор не слушали уже несколько поколений, так как музыкально группа ничем особенным не выделяется, а мастерство музыкантов довольно среднего уровня.Не случайно группу "бомбили" в 1982 году в известной статейке "Рагу из Синей Птицы" не за музыку, а за тексты. Справедливости ради, надо упомянуть и про критику внешнего вида музыкантов, которая была уж очень нетипична для эстрады СССР, хотя по сегодняшним меркам "машинисты" были одеты чуть ли не во фраки.
Алексей Романов, лидер группы "Воскресение" последних лет, наконец-то недавно выпустил книгу своих стихотворений, лежащих в основе песен легендарного коллектива.
Согласитесь, что для творчества Романова характерен философский взгляд на вопросы бытия и сознания, а также глубокая лирика, которые лично мне очень нравятся.
Что касается музыки, то мне она видится сложнее и интереснее, чем у предыдущей рассматриваемой выше группы.Прогресс Алексея Романова, как музыканта и автора текстов, налицо.
Здесь еще пел Светлой Памяти Андрей Сапунов, который тоже писал пронзительные тексты для своих песен, как вот эта.
Константин Никольский, в далеком прошлом тоже участник и лидер группы "Воскресение", выступающий давно уже "без ансамбля", за 50 лет написал и исполнил много отличных песен о смысле жизни и любви.Мы их все знаем и повторяться я не вижу смысла. Приведу здесь несколько моих любимых.
По моему скромному мнению, Контантин - великий рок-музыкант и поэт нашего времени.
Не только лирикой, но и романтикой радует нас Никольский.
Владимир Кузьмин с молодости баловался написанием текстов для своих песен, хотя в 80-х годах пользовался услугами профессиональных поэтов ( в частности, своей жены Татьяны Артемьевой), написав на их стихи немало отличных песен.
Среди текстов песен Владимира много любовной лирики ( в основном, посвященной многочисленным женам и подругам любвеобильного гитарерро), немного философии и всякой рок-н-ролльной чепухи про девчонок, мотоциклы, гитары и все такое прочее.
Многое, конечно, корявенько, но есть, на мой взгляд и шедевры.
Упомянем здесь великого и могучего Юрия Лозу. Этот человек заслуживает уважения прежде всего тем, что не дает нам забыть о себе. Лучше это было бы связано с творчеством, а не с некоторыми спорными экспертными оценками мэтром всего и вся, но некоторые его песни лично у меня вызывают симпатию, и это не "Плот", да простят меня поклонники бревенчатых плавсредств.
На протяжении всей своей сольной карьеры, а это уже 40 лет стажа, Юрий сам пишет тексты и музыку к своим песням, темы которых - наша жизнь, быт, зарисовки событий, любовь.
Многое подается с народным юморком, есть и философские произведения. Интересны рифмы, интересен музыкальный строй. Некоторые нравятся - под настроение, естественно.
Последнее время, к сожалению, Лоза увлекся теорией музыкальной грамотности легенд мирового рока, ну да кто не чудит на старости лет ? Но страдает от этого творчества нашего героя - последние его песенки видятся мне в репертуаре радио "Шансон", а это уже не мой формат.
Хотя сделано все очень профессионально, "роллинги" и прочие оппоненты так точно не умеют. А может, просто не хотят ?
А вот Гарик Сукачев как автор текстов у меня не котируется. Хотя отдельные его вещи вызывают большую симпатию.
Если говорить про обитателей культурной Северной Столицы, то здесь жила, живет и до сих пор работает целая плеяда авторов и лидеров групп, творчество которых называют емким термином "Питерский Рок". Для работников этого направления характерны резкий протест, религиозность, намеки на национализм - это Юрий Шевчук и его "ДДТ", Константин Кинчев и его "Алиса", Михаил Борзыкин и его "Телевизор", и многие другие.
Люблю давнего Юру-музыканта за его патриотизм, лирику и народный юмор в текстах песен. Сегодня отношусь к нему спокойнее.
Тексты Константина Кинчева нравятся только 30-40-летней давности, а все, что написано в 21 веке , кажется графоманством
Отдельно среди питерцев выделяются Борис Гребенщиков и его "Аквариум" с философскими заумными и умными текстами, Александр Васильев и его "Сплин" с тонкими пронзительными песнями о смысле жизни и любви.
Наверное, Борис Борисович больше поэт, чем музыкант. Конечно, он и "Аквариум" - это явление не только российской, но и мировой рок-культуры, хотя вы можете со мной и не соглашаться. Думаю, что музыкальные эксперименты питерской группы в будущем будут пристально изучать критики и музыканты, а тексты Гребенщикова - филологи и литературоведы. А ведь у него есть еще и проза...
Вячеслава Бутусова упомяну только из уважения к давно умершему рок-поэту Илье Кормильцеву, написавшему уйму стихотворений, легших в основу многих успешных песен "Наутилуса Помпилиуса" и других свердловских групп.
Сам Вячеслав, на мой взгляд, мог бы написать больше интересных текстов. Как, напимер, вот этот.
А ведь была у Кормильцева и лирика...
Мне запомнился в свое время Федор Чистяков и группа "Ноль" с ироничными текстами на грани фола.
Много других групп появилось и исчезло в Питере - всех и не упомянешь. И везде были свои авторы музыки и текстов.
Отдельно стоят рано и давно ушедшие Виктор Цой с группой "Кино", рок-бард Александр Башлачев и Майк Науменко с группой "Зоопарк".Очень жаль...
Виктор нравился мне своей юношеской лирикой и красивыми философскими текстами. Неспроста его слушают и почитают уже несколько поколений.
Башлачев был яростным протестантом и борцом против несправедливости, господствующей в этом мире. Александр оставил после себя яркие песни, исполненные под простую акустическую гитару.
Майк Науменко писал простыми словами о жизни, особо не заморачиваясь на правила приличия и законы жанра. Его песни звучат задорно, с юмором и цепляют за все, что только могут подцепить.
Оставим за бортом Сергея Шнурова с его матерщинным творчеством-стихоплетством, тем более сложно группу "Ленинград" отнести к року. А к чему тогда ? Кабацкий рок-шансон ?
Профессиональные поэты, авторы текстов Маргарита Пушкина и Александр Елин, вывели в свет московскую группу "Ария" , которая уже почти 40 лет успешно громыхает по просторам России.Темы песен самые разные: от любви до борьбы добра со злом.
Их перу принадлежат многие другие известные хиты других групп и исполнителей, в основном тяжелого жанра.
Есть несколько песен русских групп, написанных на стихи великих русских поэтов, которые мне очень нравятся.
Стихи Николая Заболоцкого "Не позволяй душе лениться" легли в основу одноименной песни рок-группы "Круиз".
Стихи Сергея Есенина дали шанс прославиться Сергею Сарычеву и группе "Альфа" в далеких 80-х с песней "Гуляка".Помню, как самоотверженно топтали пол на вечерах молодежи во время танцев еще в школе.
И, наконец, песня "Москва" группы "Монгол Шуудан" на стихи того же Есенина крепко держит меня за одно, простите, место уже много-много лет, настолько здорово она, на мой взгляд, сделана.
В заключение, следует отметить, что многие из вышеупомянутых героев русского рока в своей карьере тоже спели одну-две-три песни на стихи сторонних профессиональных авторов-текстовиков-поэтов или даже коллег-музыкантов, и весьма неплохие на мой взгляд песни.
В общем, не уйти нам никуда от текстов песен на родном языке. И оцениваем мы их прежде всего по смыслу , а музыка, аранжировка и мастерство музыкантов идут всего лишь "паровозом". Иначе бы про "Машину Времени" и других наших уже давно бы забыли. Не правда ли ?
Хотя есть малоизвестные группы, творящие сегодня, пишущие проникновенные тексты и мелодии, шлифующие аранжировки кропотливым трудом в студии, нанятой на собственные деньги. Вы не увидите их нигде, кроме как в интернете. Я, например, слушаю московскую группу С.О.Б.О.Р. и получаю удовольствие.
Когда-то они считали себя наследниками "Воскресения", поддерживая традиции в музыке и текстах этой группы. Сегодня музыканты идут своим особенным путем.Послушайте и вы - в интернете легко можно найти.Надеюсь, вам понравится их бережное обращение со словом, смыслом,нотами и звуком.
ПыСы Были и другие варианты заголовков публикации, типа - Не писал стихов - и не пиши. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Я-Поэт, зовусь я Цветик, от меня Вам всем приветик. Но не прошли они внутренний худсовет.
Все Здоровья, Добра и Мира !
(Видео взяты из открытых источников)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. Большой палец вверх - это награда для авторов. Приглашаем на наш канал "Калейдоскоп" здесь же на Дзене
Читайте еще про наших