Найти тему

Дороги, ведущие в РАЙчихинск (памяти художника Павла Никитича Памирского)

(20.04.1924 – 25.07. 1988)

Маковцова Светлана Викторовна

Муниципальное автономное учреждение культуры «Краеведческий музей» г. Райчихинск

Братья Памирские, слава – направо: Николай, Павел, Василий, г. Кривой Рог (Украина), 1930 - гг.
Братья Памирские, слава – направо: Николай, Павел, Василий, г. Кривой Рог (Украина), 1930 - гг.

Павел рисовал с детства. На довоенном фото виден рисунок кисти юного художника, на котором изображен Александр Невский. Коллекционировал монеты. Довоенная коллекция была утрачена.

Началась Великая Отечественная война… Она разделила жизнь Павла на беззаботную довоенную и время войны, полное нечеловеческих страданий и горя, масштабы которых невозможно было оценить в начале войны. Это было началом трагедии целой страны…

«Кривой Рог, где жила семья Павла, был захвачен 14 августа 1941-ого, Павлу было 17 лет. Для города началась кровавая эпоха террора: людей заставляли отдать все ценности, еду и тёплые вещи, их массово вывозили за границу или истребляли: за неповиновение приказам, за партизанскую деятельность, просто так. С особой жестокостью расправлялись с евреями. Сначала расстреливали тихо, в подвалах, потом перестали скрываться. Ужасы Освенцима и Дахау известны всему миру, про концлагерь в Кривом Роге мало знают даже его жители. Его узников использовали на тяжёлых работах, а затем всех поголовно расстреляли осенью 41-ого возле шахты имени Валявко, полностью забив трупами 40-метровый шахтный ствол…»[1]

По официальным германским данным на август 1942 года из Кривого Рога немцы насильно увезли свыше 20 тысяч человек [2].

Люди со знаком «OST», «остарбайтеры» - «восточные рабочие», так назывались теперь советские граждане, угнанные в Германию. Через несколько лет на Нюрнбергском процессе это массовое использование рабского труда стало важной частью обвинений, выдвинутых против руководства Третьего рейха.

Павла, во время облавы, фашисты, также, взяли в плен, он прошел несколько концентрационных лагерей на территории Германии, Франции. Знание немецкого языка, полученного в школе, не раз выручало его в плену. Период пребывания в плену – сложная тема…

…Когда попал в первый лагерь на территории Германии, кормили баландой из умерших животных, дня три не ел, отдавал другим заключенным. Потом решил выжить и стал есть. Вместо табака искурили подклад его пиджака, съели всю траву на территории лагеря. Немцы не понимали, зачем пленный пытается выйти из колонны или не хотели, загоняли прикладами назад, могли застрелить. Павел на немецком языке объяснял, что пленному нужно по нужде. Выводили из строя, ждали, одобрительно похлопывая по плечу Павла за знание немецкого языка, полученное до войны на школьных уроках.

Конвоиры - калмыки на конях, были хуже, чем немцы, открыто издевались над пленными.

В 1944 г. при высадке союзных войск в Нормандии (Франция), Павел находился на сооружении и восстановлении немецких береговых позиций, он был освобожден британской армией и доставлен в Великобританию. Через несколько дней после завершения Ялтинской конференции, по договоренности с советским правительством в феврале 1945 г., Павел вместе с другими военнопленными был переправлен на кораблях в г. Одессу. Так как еще продолжалась война, как и многих другие репатриированные, был обучен англичанами стрельбе из зенитного орудия на случай гибели экипажа конвойного корабля. Англичане переодели всех в свою форму, выдали сухой паек. В Одессе Павел увидел, что паек отбирают и сбросил свой рюкзак встречающим на берегу людям…

Часть бывших военных из одесского пересыльного пункта эшелоном были отправлены в проверочно – фильтрационный лагерь на базе 12 – ой запасной стрелковой дивизии в поселке Алкино под Уфой.

Памирский Павел Никитич, 1945 г.
Памирский Павел Никитич, 1945 г.

Затем до окончания войны с Японией, как репатриированный и «враг народа», был отправлен и работал в г. Райчихинске на стройках народного хозяйства в 18 РБ (рабочий батальон, включенный в систему НКВД СССР – трест «Райчихуголь»), заместителем командира батальона был И. С. Довладбеков.

Довладбеков И.С., замкомбата 18 РБ, 1946 г., г. Райчихинск, лагерь интернированных
Довладбеков И.С., замкомбата 18 РБ, 1946 г., г. Райчихинск, лагерь интернированных

Искусству рисования продолжал учиться у профессионального художника Центрального клуба г. Райчихинска по имени Иван (фамилия не известна), также репатриированного ранее [3].

В середине 50 – х гг., после смерти Сталина, был реабилитирован. К тому времени родственники – брат Василий, сестра Надежда, жившие в Кривом Роге уже знали, что Павел жив и ждали его возвращения. Появилась возможность съездить домой, после поездки решил, что жить останется в Райчихинске.

Художники г. Райчихинска в городском парке у первого фонтана.  Слева – направо: 1 – ый - Мотылев Сергей, 2 – ой - Грошенко Станислав, 3 – ий - Памирский Павел,  1950 – е гг., фото из семейного архива сына – Э.П. Памирского.
Художники г. Райчихинска в городском парке у первого фонтана. Слева – направо: 1 – ый - Мотылев Сергей, 2 – ой - Грошенко Станислав, 3 – ий - Памирский Павел, 1950 – е гг., фото из семейного архива сына – Э.П. Памирского.

Павел Никитович всегда считал себя советским человеком, обиды на советскую власть не держал, несмотря на то, что после возвращения на Родину таких, как он чаще называли предателями и коллаборационистами. Долгие годы они оставались подозрительными людьми с «плохой» анкетой и находились под негласным надзором органов. О том, что миллионы светских граждан были насильственно угнаны в Германию на принудительные работы, власть предпочитала не упоминать. На советском бюрократическом языке «остарбайтеры» назывались безликим словом «репатрианты», которое ничего не говорило о том, что с ними произошло во время войны.

Работая в системе комбината «Дальвостуголь» (бывшего треста «Райчихуголь»), в 1954 г. был награжден Почетной грамотой за высокие показатели в труде.

В 1957 г. награжден Почетной грамотой и дипломом за руководство техническим творчеством учащихся технического училища №1.

Портрет В. И. Ленина, Памирский П. Н.,  оформление задника сцены в Доме техники, г. Райчихинск, 1965 г.,  фото из семейного архива сына – Эдуарда Павловича Памирского
Портрет В. И. Ленина, Памирский П. Н., оформление задника сцены в Доме техники, г. Райчихинск, 1965 г., фото из семейного архива сына – Эдуарда Павловича Памирского

В течение многих лет портреты руководителей советского государства украшали сцену и фойе ДКУ и Дома техники.

В 1968 г. работает в проектно – конструкторском бюро объединения «Дальвостуголь» в должности инженера – сметчика, оформляет выставку, представляющую территорию г. Райчихинска на Амурской ВДНХ, награжден Грамотой Комитета.

Грамота комитета Амурской ВДНХ, 19 сентября 1968 г.
Грамота комитета Амурской ВДНХ, 19 сентября 1968 г.

В составе духового оркестра при ДКУ играл на трубе и барабанах на танцевальных вечерах. При его участии оформлялись праздничные демонстрации на 1 Мая и День Победы, Дню Шахтёра.

В свободное от работы время писал репродукции картин известных художников, пейзажи, натюрморты, а также портреты своих друзей и членов их семей, которые до сих пор бережно хранятся в семейных архивах райчихинцев[4].

Павел Никитович – участник выставок живописи городского, областного и федерального уровней. В 1973 г. он – участник областной выставки живописи и прикладного искусства «Слава Труда» с творческой работой «Вид на стекольный завод», эта работа была отмечена Дипломом первой степени. В этот же год часть его работ представляли Амурскую область на выставке самодеятельных художников в Москве [5].

В период с 25 по 31 мая 1974 г. в фойе кинотеатра «Родина» проходила выставка творческих работ художников г. Райчихинска, участником которой был и Памирский П. Н. Его работы получили высокую оценку работников культуры г. Райчихинска и жителей города [6].

Картинная галерея живописи Памирского Павла Никитовича

из семейного архива сына художника – Э. П. Памирского

1.«В огне Второй Мировой», Демин Михаил, перепеч. из www.krivoyrog.biz;

2. Из ноты народного комиссара иностранных дел СССР тов. Молотова от 11 мая 1943 г. «О массовом насильственном уводе в немецко – фашисткое рабство мирных советских граждан и об ответственности за это преступление германских и частных лиц, эксплуатирующих подневольный труд советских граждан в Германии», Документ СССР-51., Нюрнбергский процесс, сборник материалов, Горшенин Константин Петрович, Москва, 11 мая 1943 г. https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%93/gorshenin-konstantin-petrovich/nyurnbergskij-process-sbornik-materialov/34, Библиотека электронной литературы в формате fb2;

3.Воспоминания художника г. Райчихинска – Манько В. С.;

4.Воспоминания сына художника – Эдуарда Павловича Памирского;

5. «Встреча с талантом», статья из газеты «Горняк» №80 (5358), 4 июля 1974 г., из семейного архива сына – Э. П. Памирского;

6. «Встреча с талантом», статья из газеты «Горняк» №80 (5358), 4 июля 1974 г., из семейного архива сына – Э. П. Памирского;