Найти в Дзене
КП-Челябинск

Мечта школьника 2000-х: 3D-художник создает виртуальные копии зданий Челябинска и помещает их в видеоигры

   Анрдей Филатов воссоздал уничтоженный почти 100 лет назад храм. Фото: Андрей Филатов
Анрдей Филатов воссоздал уничтоженный почти 100 лет назад храм. Фото: Андрей Филатов

Мечта любого мальчишки, игравшего в детстве в GTA или Need for Speed – зайти в свой дом из реальной жизни и «подрифтить» перед виртуальной версией школы. Челябинец Андрей Филатов это детское желание решил воплотить в виде полезного дела – он создает трехмерные модели исторических зданий города. Некоторые из его работ созданы по чертежам и архивным фотографиям уже разрушенных строений.

Увлечение Андрея началось в компьютерном клубе «Атака», который находился возле пруда «Девичьи слезы» в Ленинском районе Челябинска. За очередной «каткой» в Counter-Strike 1.6 он осознал, что проходит матч на самодельной карте, где есть здание игрового зала. Сейчас мужчина вспоминает – «мапа» была сделана плохо, но сам факт переноса реального объекта в игру оставил мощный отпечаток на памяти.

   Взорванный в 1932 году костел и его цифровая версия. Фото: Андрей Филатов / архив
Взорванный в 1932 году костел и его цифровая версия. Фото: Андрей Филатов / архив

– В тот момент я обнаружил, что, вещи из реальной жизни, которые ты сам видел, ощущал и переживал (а не видел где-то по телевизору), могут оказаться в трёхмерном пространстве. Это поражало, – вспоминает Андрей.

Со временем парень сам начал делать простецкие моды для игр. Менял картинки и описания предметов. Даже сделал сайт со своими работами и гордо показал его учителю информатики. Тот на придуманное школьником описание водки для игры S.T.A.L.K.E.R. отреагировал «недостаточно радостно». Андрея это сильно задело и хобби он поменял кардинально – на 10 лет погрузился в тогда популярный паркур.

   10 лет художник (в центре) занимался паркуром. Фото: Андрей Филатов
10 лет художник (в центре) занимался паркуром. Фото: Андрей Филатов

Потом художник познакомился со множеством архитекторов, увидел проект игры Evil Delusion, где действие происходит в Челябинске, ознакомился с работами другого энтузиаста, который воссоздает город времен СССР. Тогда решил – буду делать модели сам. В качестве своего направления выбрал дореволюционную архитектуру.

Как это работает?

Себя Андрей в шутку называет «трафаретчиком». Действительно, процесс создания моделей напоминает перерисовку по чертежам, только в десятки раз сложнее. Парень находит архивные фотографии зданий, сделанные с разных ракурсов, и воссоздает их, иногда внося коррективы – многие объекты за свою историю менялись не раз. Поэтому выходит у художника не столько дом, в какой-то период своего существования, сколько общий его образ, склеенный из множества деталей.

   Дом Смолиных-Новикова в GTA. Фото: Андрей Филатов
Дом Смолиных-Новикова в GTA. Фото: Андрей Филатов

Чтобы создать черновой набросок здания уходит больше часа. На этом этапе выявляются сложности вроде изменение конструкции здания или непонятного несоответствия чертежей. Как итог - выходит одноцветный «сарайчик» и, чтобы довести его до ума, художник тратит долгие часы. По фотографиям он скрупулезно может воссоздавать узорчатые оконные рамы и необычные ворота. Но результат потраченного времени стоит, ведь это – вклад в сохранение истории города.

– Это моя наивная попытка оставить что-то после себя, зародить идею, что можно изучать историю в попытках воссоздать ее в трехмерном пространстве. Наивность заключается в том, что работы я заливаю на сервера, которые однажды закроются или как-то изменятся, – объясняет художник.

   Иногда здания меняют облик с течением времени. Фото: Андрей Филатов
Иногда здания меняют облик с течением времени. Фото: Андрей Филатов

Сейчас в портфолио художника Деревянная лавка Столля, которая находилась рядом с современным рестораном Plove, собор рождества Христова, снесенный в 1932 году, дом «Люкс» на Кировке и другие дореволюционные здания Челябинска. Им можно полюбоваться онлайн. А процесс моделирования Андрей часто записывает на видео, где подробно объясняет принцип работы программ – чтобы воссоздавать любимый город могли и другие люди. У самого художника в планах перенести в «виртуальность» исторические здания улицы Цвиллинга, а потом переключиться на Кирова. Небольшую часть пешеходной зоны он уже оцифровал.

А еще исполнилась «мечта» Андрея-ребенка – созданные им модели используют в видеоиграх. Пока не официально, а только в качестве фанатских «модов». Зато мимо челябинских зданий теперь можно прогуляться в GTA, Death Stranding, S.T.A.L.K.E.R и других популярных играх.

   Актер Норман Ридус гуляет по Челябинску. Фото: Андрей Филатов
Актер Норман Ридус гуляет по Челябинску. Фото: Андрей Филатов

Автор: Егор ПОБЕРЕЙ