Пикапы – не особо распространенный, но весьма занимательный сегмент на стыке легковых автомобилей, внедорожников и грузовиков. Техника специфическая и достаточно дорогая, но при правильном выборе может порадовать своими потребительскими качествами.
Название одно – исполнение разное
Вообще под определение "пикап" подходят ну очень разные автомобили. В самом низу иерархической лестницы – компактные и легкие модели на базе легковых автомобилей В- или С-класса. По сути, те же "каблуки", только без "будки". Некоторые производители так и поступали: предлагали как "каблуки", так и пикапы.
К числу таких моделей можно отнести Skoda Pick Up, Volkswаgen Caddy, ИЖ-2715 и так далее. По части грузоподъемности и проходимости они недалеко ушли от “каблуков”, в целом их следует рассматривать как городские развозные автомобили, не предназначенные для плохих дорог. Пусть даже задняя подвеска таких моделей обычно выполнена на выносливых рессорах, а кузов может получить раму под грузовой платформой, притом что передняя часть кузова может быть точь-в-точь как у базовой модели.
Ступенькой выше – пикапы на базе компактных внедорожников и кроссоверов. Такие очень популярны в Латинской Америке (там даже из "Дастера" пикап под именем Oroch сделали), но в нашем регионе особого успеха не снискали, хотя на базе той же "Нивы" такие автомобили разрабатывали. Ну и Subaru Baja пусть в единичных экземплярах, но у нас встречается.
Но обратите внимание, что подобные модели могут быть с несущим кузовом, привод может быть передним или полным (постоянным или автоматически подключаемым). То есть опять же для тяжелой эксплуатации такие автомобили не предназначены – скорее они для тех, кого пикап "заводит" своим стилем.
Средне- и полноразмерные пикапы, как правило, в основе своей имеют мощную раму, усиленную подвеску (зависимую рессорную сзади, независимую пружинную или торсионную спереди). И это уже настоящие "трудяги", которые рассчитаны на то, чтобы доставлять людей и грузы даже в труднодоступные места. Как правило, грузоподъемность среднеразмерных пикапов составляет 800-1000 кг, полноразмерных – обычно раза в полтора-два больше. Кроме того, большие и мощные пикапы рассчитаны на буксировку прицепов массой более 3 тонн, на что не всегда способные даже крупные внедорожники.
Привод у таких пикапов обычно или задний, или подключаемый, причем во многих случаях – по схеме Part Time, то есть жестко, без межосевого дифференциала. А это значит, что режим 4WD можно использовать только на скользких и слабонесущих покрытиях, а на асфальте надо переходить на базовый задний привод.
Внедорожные качества улучшены за счет понижающей передачи, у некоторых моделей есть и задняя межосевая блокировка. Плюс у пикапов обычно приличный дорожный просвет. Но геометрическая проходимость, как правило, хуже, чем у родственных внедорожников: колесная база длинная, задний свес большой. А если в кузове пусто, еще и задняя ось разгружена – для заднеприводных моделей это вообще может быть большой проблемой на скользких покрытиях. На хорошей дороге управляемость "кондовая" почти у всех моделей.
Специфическая техника
Есть и другие специфические особенности, которые оборачиваются как преимуществами, так и недостатками в эксплуатации.
Пикапы хороши для перевозки грузов, особенно габаритных, которые просто не помещаются в "каблук" или внедорожник. Они также на боятся грязной работы в самом прямом смысле. Кузов или не имеет никакой отделки, или оборудован легко моющимися панелями, так что в нем можно хоть песок возить, хоть подстреленную на охоте дичь. Правда, это не касается гламурных дорогущих моделей, загружать в которые что-то крупнее и грязнее упакованных в мешки колес – кощунство.
Проблема однако в том, что у пикапа по умолчанию открытый кузов. Чтобы уберечь поклажу от кражи или непогоды, нужно думать о том, чем бы отсек прикрыть. Есть как заводские, так и сторонние решения – брезентовый или пластиковый верх либо кунг, также выполненный из пластика или металла.
Но даже это не решает вопроса хранения и перевозки мелких предметов – тех, которые обычно все хранят в багажнике. И уж точно не во всякий кузов закинешь рюкзак, сумку или чемодан просто потому, что там грязно, или потому, что эти вещи будут болтаться по отсеку во время поездки.
И не в каждый салон их отправишь, потому что далеко не все пикапы имеют двухрядную кабину. У нас такие, впрочем, редкость. Обычно средне- и полноразмерные модели на нашем рынке – с четырьмя дверями, двумя рядами сидений. Но даже в этом случае комфорт для пассажиров ниже, чем в сопоставимом по размерам внедорожнике или кроссовере.
Это мы все к тому, что если вы не имели пикапа, но думаете, что это отличная идея, то сначала сами себе ответьте на вопрос, зачем он нужен, проиграйте сценарии с его использованием – и не забывайте про особенности и недостатки такой техники.
А при выборе конкретного экземпляра внимательно изучайте документы. Далеко не все пикапы относятся к легковым автомобилям категории М1, их могут определять и в грузовую категорию N1 со всеми вытекающими из этого особенностями и ограничениями.
Что предлагает вторичный рынок?
Новые пикапы – тема для отдельного разговора, а что можно найти на вторичном рынке? Экспресс-анализ показывает, что "входить" можно при бюджете покупки не менее 5000$ – дешевле только легковые пикапы, о которых мы сказали в самом начале. Впрочем, даже 5000-7000$ – это самый минимум, причем он не должен включать еще некую сумму на приведение автомобиля в порядок – эти примерно 20% суммы должны быть отложены отдельно. Не забываем, что пикапы – рабочие лошадки, многие из них пашут по полной, а потому вполне ожидаемо, что автомобили в возрасте 20+ лет, продаваемые по низу рынка, будут требовать дополнительных вложений.
Самые дешевые среднеразмерные пикапы – это выпущенные в конце 1990-х – начале 2000-х японские Mazda B-Series, Mitsubishi L200, возможно, Ford Ranger и Nissan Navara D22. Автомобили старые, много повидавшие на своем веку, но довольно ресурсные и выносливые – главное, чтобы кузов-рама еще были живы или хотя бы было к чему вариться, как говорят кузовщики. Хотите эту же технику в более молодом возрасте и более живом состоянии, имейте хотя бы 9000-12.000$ на покупку.
Альтернатива – УАЗ "Пикап" или же старые китайские модели вроде Great Wall Wingle, скорее всего, выпущенные в середине 2000-х. Но тут, как водится, на первом месте – состояние предлагаемых к продаже экземпляров. Те же УАЗы в возрасте обычно не радуют кузовом…
Чем больше бюджет, тем больше вариантов и больше шансов найти среди них достойный экземпляр. Это более свежие поколения Mitsubishi L200 IV, Nissan Navara D40, а также Ford F150 и F350, Volkswagen Amarok и даже Toyota HiLux. До 20.000$ предлагают отдельные экземпляры Toyota Tundra II и Dodge Ram III, ну а более свежие варианты этих моделей запросто пробивают и эту психологическую планку.
Далее с ростом стоимости "функциональные" (в том числе специально оснащенные) "японцы" вроде тех же L200 и HiLux постепенно вытесняются пафосными "американцами" F150 и Silverado свежих поколений. Ну а в целом даже простой 3-5-летний пикап может стоить в диапазоне 40.000-55.000$.
Более свежие экземпляры в массе своей оснащены "автоматами", практически все они – с полным приводом и богатым оснащением. Варианты попроще и подешевле и оснащение имеют поскромнее, но все равно обычно с полным приводом. Что же касается моторов, то автомобили родом из США вполне могут иметь под капотом 6- или даже 8-цилиндровый бензиновый двигатель, но среди более дешевых машин преобладают дизельные 4-цилиндровые моторы. В общем, чем больше бюджет покупки, тем больше интересных вариантов и вообще выбора. Ну а тем, кто ищет пикап по цене до 10.000$, можно только посочувствовать…