Уже никого не удивишь тем, что многие женщины получают инженерную специальность, однако в технических вузах, как выяснили специалисты Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета, сохраняется гендерный дисбаланс на IT-программах.
Помимо СПбГУ участие в исследовании приняли университеты из 5 федеральных округов страны. Они предоставили статистику о половой принадлежности первокурсников образовательных программ бакалавриата в сфере IT за последние 10 лет. Благодаря этому исследованию впервые удалось получить подробную информацию о составе студентов, обучающихся на программах, предусматривающих изучение IT, больших данных, методов аналитики и других аспектов информационных технологий.
По оценкам экспертов, за последние 10 лет рынок труда в сфере IT-технологий вырос в 18 раз, однако этот стремительный рост почти не сказался на желании или возможности женщин осваивать перспективные технические специальности. Так, доля выпускниц школ, желающих сдавать информатику как профильный предмет, в последние три года не превышает 10% от общего числа школьников, сдающих ЕГЭ по информатике. А доля девушек, обучающихся в вузах на соответствующих программах с 2011 по 2021 год, составляет 15-30% от общего количества студентов. И такой диапазон характерен не только для России. Как пояснила старший преподаватель СПбГУ Татьяна Станко, полученные данные соответствуют среднему количеству девушек на подобных образовательных программах в европейских и американских университетах.
Почему существует гендерный перекос в сфере IT, пытаются объяснить и сами женщины. Вот, к примеру, что пишут на одном из электронных ресурсов: «Я работаю в IT более 15 лет, все у меня хорошо, но своей дочери не посоветовала бы сюда идти. И дело не в самой работе, она как раз нравится, а в сопутствующих вещах. Коллектив мужской, руководство на 90% мужское. Поэтому, чтобы тебя держали за равную, придется быть на голову выше. Те женщины, кто выбился в руководство в этой сфере, очень жесткие по характеру, их единицы. Еще в этой работе нельзя сидеть три года в декрете. Отстанешь безвозвратно! И если говорить о самой работе, то, например, над проектом разработчик сидит круглосуточно, не отвлекаясь на детей, кружки и кастрюли».
А вот как высказалась на данную тему другая участница беседы: «Когда я поступала в университет на IT-специальность, меня отговаривали все. Говорили, что это очень тяжело, там одни парни и т. п. Рада, что настояла на своем и в итоге нашла себя, очень люблю свою работу. Но и подводных камней тут достаточно много. Не представляю, например, как совмещать такую работу и семью. Нормированного рабочего дня у меня нет, часто бывают срочные задачи, из-за которых приходится подолгу сидеть на работе. Если это проект иностранный, то митинги с заказчиком могут быть и в 8, и в 9 часов вечера. Постоянно приходится учиться и переучиваться. Свое свободное время я посвящаю различным тренингам. Общаться с людьми тоже важно уметь. Это миф, что программист обязательно замкнут и нелюдим. Каждое собеседование – это полноценный устный экзамен».
Не остались в стороне от обсуждения и мужчины. Как заметил один из пользователей, работа в IT на чисто технических должностях – это работа для фанатов: «Без азарта и творческой жилки развивать системы и управлять ими не получится. Разработчик в реальных проектах и IT-компаниях – это в 99% случаев развитие, оптимизация, поддержка существующих проектов. Это мегабайты исходников, написанных другими, это кучи багов, скрывающихся в самых разных местах. Работа разработчика – это умение ориентироваться в этих дебрях исходников, с ходу просекать расписанную систему на таком уровне, как будто это ты расписал эту систему. А там сотни переменных, сотни функций и процедур, сотни сущностей и между ними сотни взаимосвязей. Работа разработчика – это врубиться в систему в кратчайшие сроки, загрузить ее в голову, для того чтобы начать дополнять существующий код, изменять его в разных участках, тем самым развивая функционал системы и оптимизируя ее. И для всего вышеперечисленного нужны особый навык, умение быстро въезжать в системы и представлять в сознании (или даже в подсознании) всю массу структур системы».
Автор грустно подытоживает: «Этому нельзя научиться ни в каком вузе. Это можно выработать в себе только за годы кропотливого труда, постоянного увлеченного «ковыряния» в самых разных системах. Это почти как спорт. За данный навык разработчику и платят. Многие ли девушки готовы к этому?..»
В то же время, по оценкам иностранных исследователей, девушки вполне могут работать инженерами и генерировать инновации в IT-сфере, тем более что никакой врожденной разницы в способностях к точным наукам у мужчин и женщин нет. Например, в компьютерных классах в Индии больше половины – девочки. То же самое наблюдается и в Малайзии. Школьницы увлечены кодированием, и им действительно нравится это занятие.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».