Губернатор Тульской области, председатель Комиссии Госсовета РФ по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин предложил вернуть черчение в школьную программу. С такой просьбой он обратился к Президенту России Владимиру Путину на заседании президиума Госсовета, посвященном развитию промышленности страны в условиях санкционного давления. По словам губернатора, за возвращение черчения в школу ратуют конструкторы, инженеры, технологи всех отраслей. «Попрошу этот вопрос рассмотреть на высоком уровне и принять соответствующее решение», – сказал Дюмин.
Предложение обсуждают наши эксперты и читатели.
Дмитрий ЕФИМОВ, директор Карельского кадетского корпуса имени Александра Невского:
– В свое время я сам преподавал черчение, считаю, что предмет нужный, компетенции, которые он дает, очень могут пригодиться в освоении других предметов, в том числе профессиональных дисциплин. Из своих наблюдений могу сказать, что уровень пространственного мышления у школьников снизился, а без него об архитектурных, инженерных, конструкторских специальностях не стоит и говорить. С другой стороны, вводить уроки черчения придется за счет чего-то другого, вопрос: за счет чего? Я считаю, необходимо увеличить объем учебного времени на освоение навыков черчения и пространственного мышления в курсе технологии.
Марат ТОКТАР, заместитель директора центра дополнительного образования «Реальная школа», Воронеж:
– Для большей объективности я поинтересовался мнением преподавателей, которые ведут черчение в нашем центре. Ирина Александровна Грошикова рассказала, что изначально среди ребят мало кто увлекается этим предметом, но потом многим становится интересно. Бывает, даже просят родителей купить домой 3D-принтер, чтобы на основе чертежей, которые они создают в «Реальной школе», делать различные вещи. Также я опросил на эту тему более 25 человек, как преподавателей, так и наших учеников. Практически все взрослые уверены, что черчение надо возвращать в школу, причем так считают не только преподаватели технических дисциплин, но и те, кто работает в декоративно-прикладных и художественных отделениях. Черчение помогает ребенку научиться работать с измерениями, также оно формирует абстрактное мышление, твердую руку, воображение – плюсов для развития человека очень много.
Но, когда я разговаривал с учениками, они сначала были против того, чтобы в школе появился новый дополнительный предмет, так как нагрузки у них и без того большие. Кроме того, большинство ребят плохо представляют себе, что такое современное черчение, для них черчение и геометрия почти одно и то же. Но когда мы стали обсуждать, что современное черчение – это прежде всего компьютер и новые программы, а только потом карандаш, то многие решили, что предмет интересный и полезный и заслуживает того, чтобы появиться в школьной программе. Но не как дополнительный урок, а вместо чего-то, чтобы в целом нагрузка не увеличилась.
Я тоже считаю, что наращивать объем предметов бессмысленно, ФГОС и без того сильно перегружены. Возможно, черчение заинтересует тех ребят, кто собирается поступать в инженерные вузы, а пока обучается в профильных математических классах.
Материальные ценности создают и разрабатывают в основном инженеры. Без инженерного труда общество существовать не может. Но сегодня акцент ушел именно в информационные технологии, все стремятся стать программистами, а инженерное мышление фактически отсутствует. Благодаря черчению инженерное мышление может сформироваться, и в итоге мы сможем развить технологическую независимость, о которой много говорится сегодня. Поэтому считаю, что черчение необходимо возвращать в школы.
Дмитрий СКУРИХИН, учитель технологии Кировского кадетского корпуса, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2005:
– Я очень рад, что этот вопрос подняли, и хотел бы, чтобы черчение вернулось в школы. Это очень важно. Как учитель технологии буду содействовать тому, чтобы как можно больше детей освоили основы черчения. В жизни это пригодится каждому, даже если человек не выберет инженерную специальность.
Светлана КРЫЛОВА, учитель, Великий Новгород:
– Мой муж-строитель считает, что черчение необходимо в школьной программе для мальчиков, лучше всего во взаимосвязи с уроками технологии, чтобы развивать конструкторские и инженерные способности, понимание устройства деталей механизмов. Черчение дает навыки объемного мышления, координации движений. Что касается меня, то, когда я сама училась в школе в 1980‑х, у нас в программе было черчение, но мне, отличнице, этот предмет давался с трудом и слезами. От лица всех гуманитариев я бы очень просила оставить этот предмет на изучение по выбору, по крайней мере для девочек. Возможно, вариантом примирения противоположных мнений по этому поводу могла бы стать организация в школах профильных технических классов с черчением в ряду обязательных предметов.
Мария О., мама школьников, Петрозаводск:
– Считаю, черчение – важный предмет. И не потому, что у меня была по нему пятерка. Дело в том, что он учит управляться с карандашом, линейкой, знакомит со шрифтами, учит их воспроизводить. Это совершенно конкретные навыки, которые получает школьник. Так он сможет прочувствовать вкус к профессиям, связанным с черчением, – все инженерные специальности, с пространством – архитектура, дизайн… Это же интересно! Помню свое подростковое удивление, когда у меня вдруг стало получаться то, что вызывало сложности у одноклассников. Рассказала об этом маме, а она и говорит: «Ты все-таки дочь двух инженеров!» И в тот год, когда нам преподавали черчение, я чувствовала причастность к миру моих родителей. Мне кажется, нельзя все отдавать на откуп технологиям и искусственному интеллекту. Ребенок должен уметь сам делать чертежи, тогда труд архитектора, инженера, дизайнера, геодезиста будет цениться им по-особому.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».