869 подписчиков

Тюркская городская цивилизация

"Если мы обратимся к классической схеме А. Тойнби, то не обнаружим в ней тюркской цивилизации, а описание мусульманской цивилизации там довольно размытое. Поэтому есть действительно необходимость как-то теоретически определить были ли цивилизации в Северной Евразии, насколько они были развиты, можно ли их поставить в один ряд с другими цивилизациями или татаро-мусульманская цивилизация является какой-то субцивилизацией или продуктом смешения нескольких цивилизаций", - это из предисловия новой книги историка Искандера Измайлова "Тюркская городская цивилизация".

"Как бы эти вопросы ни казались абстрактными, но постановка их необходима, если мы стремимся не только провозгласить существование «тюрко-мусульманской» или «тюркской» цивилизации, но и выработать какие-то отправные точки, вокруг которых можно было бы строить
дискуссию.

Данная точка зрения требует обсуждения с точки зрения теоретической и практического изучения реальных степных обществ, для понимания того, как возникла в их среде оседлость и какие этапы урбанизация в этих обществах прошла в своем развитии.

Для этого необходимо понять и изучить цивилизацию, как теоретическое понятие. В среде профессиональных теоретиков и философов нет единого и ясного понимания, что такое «цивилизация» и какими критериями его можно единообразно описать. Поэтому требуется понимание самого смысла этого понятия и его характерных форм и проявлений в истории.

Обычно предметом изучения в плане цивилизационных исследований является дилемма «Восток-Запад» и все обсуждения теории и практики вращаются вокруг этой темы. Но проблема истории кочевого и шире – степного общества в этой связи затрагивалась гораздо меньше и в рамках этой самой дилеммы.

В них часто специфика степного общества часто поглощалась понятием «Восток». Но если в классических востоковедческих исследованиях главным являлось, с одной стороны, выявлением общественных форм близких к западным, а с другой – определение их специфики.

"Если мы обратимся к классической схеме А. Тойнби, то не обнаружим в ней тюркской цивилизации, а описание мусульманской цивилизации там довольно размытое.

Кочевые общества, чья специфика понятна и отличие от привычных социальных и культурных паттернов, присущих Европе, ясна и, вроде бы, не требуют подобного сравнения. Между тем, сама история кочевого общества и его конкретных проявлений требует серьезного изучения на предмет сходства и различия, например, в вопросах урбанизации.

Несмотря на кажущуюся очевидность, этот вопрос может показать гораздо большее сходство между различными обществами, чем ранее казалось.
Важным вопросом является борьба и столкновение цивилизаций. Для кочевой и оседлой цивилизаций это кажется серьезным вопросом. Но не менее, а часто более важным представляется вопрос о взаимном влиянии и культурном обмене между оседлыми и кочевыми цивилизациями. Важно это как в военно-политическом и торгово-хозяйственном, так и культурном плане.

Проблемы урбанизации находятся в самом перекрестье всех
этих проблем. Они наиболее важны для понимания как динамики
связей между разными типами цивилизаций, так и для внутреннего развития самих цивилизаций. Поэтому проблема становления и раз-
вития городов является ключевой для понимания эволюции степных цивилизаций".

Измайлов И.Л. Тюркская городская цивилизация: очерки теории и истории Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
2022.