Найти тему
Субъективный путеводитель

Матенадаран - лучшее место, чтобы оценить масштабы армянского мира

В армянской традиции отдельный жанр - матенадараны, то есть хранилища манускриптов. К западу от Политехники заканчивается проспект Маштоца, и в перспективе его прямо под Монументом на вершине плато расположился главный Матенадаран (1952-59):

Или, официально - Институт древних рукописей имени Мешропа Маштоци, основанный в 1940 году.

-2

Лестница ведёт на площадку со скульптурами поэтов, и в колоннадах на её крыльях - небольшой лапидарий. Вот например хачкар из Ехегиса (13 век), небольшой вишап и, пожалуй, самая необычная штука - стела для так и не сделанной клинописи 7 века до нашей эры с холма Кармир-Блур, из руин последней столицы Урарту Тайшабаини.

-3

У входа в Матенадаран всегда многолюдно, и толпятся тут отнюдь не седовласые профессора и даже не студенты. Матенадаран является ещё и первоклассным музеем, и из его 17 тысяч манускриптов и 100 тысяч документов, накопившихся за 1500 лет немалая часть доступна широкой публике.

Помня Национальный музей, где за мной ходила целая команда смотрителей, чтобы я не дай бог не сфотографировал какой-нибудь древний камень, я заходил сюда, предвкушая досаду от обилия красот и невозможности их скопировать. Но к моему величайшему удивлению оказалось, что манускрипты фотографировать, по крайней мере за дополнительную (немалую - рублей 500) плату и без вспышки, можно!

-4

Но ещё до экспонатов Матендаран успевает впечатлить своими интерьерами:

-5

Как главной лестницы, так и залов:

-6

В облике которых есть что-то очень церковное:

-7

Основу Матендарана составила библиотека Эчмиадзина - главного армянского монастыря, которую начал собирать ещё Месроп Маштоци. То, что выставлено ныне на витринах, по словам музейных смотрительниц - подлинники, хотя мне действительно трудно поверить, что столь ценные и уязвимые предметы могут лежать на виду.

Впрочем, я так и не приметил здесь Евангелия Вехамор и Евангелие царицы Млке, две древнейшие сохранившиеся армянские рукописи. Причём у второй есть точная дата - 862 год, Вехамор же может быть как на пару веков моложе, так и на пару веков старше, и именно на нём армянские президенты приносят присягу.

Увы, точно не знаю, хранятся ли они в недоступном месте или же я сам досадно их проглядел. Старейшие книги из увиденных мной (не только здесь, а вообще где-либо) - Санасарянское евангелие (986) с флагом Армении и Окаменевшая рукопись, найденная в 1872 году в пещере близ Санаина:

-8

Чуть-чуть моложе Эчмиадзинское евангелие (989) в переплёте 6 века, сделанном из слоновой кости - но оно представлено лишь копией:

-9

"Книга скорбных песнопений", мистическая поэма Григора Нарекаци 11 века, а вернее - её рукопись с миниатюрами мастера Церуна (1731) из земли Васпуракан:

-10

Рукопись 17 века об истории Александра Македонского. В целом, к книгам 13-15 веков здесь быстро привыкаешь, 11 век увидеть интересно, а при виде 17 века скучнеешь - не понимаю, дескать, я это современное искусство!

-11

Большинство книг собраны в двух залах на втором этаже - в одном из Армении, в другом - из Спюрка, в первую очередь средневекового Крыма. В коридоре - свитки-талисманы 18 века:

-12

И почему-то медицинская экспозиция, включающая набор ингредиентов средневековых лекарств:

-13

И инструкции по их применению - например, конский врачебник Фараджа (1286) и человеческий Амирдовлата Амасиаци, написанный в 1459 году в Константинополе.

-14

В отдельном зале - печатные книги, в основном 18-19 веков, но больше впечатляющие географическим охватом от Амстердама и Львова до Калькутты и Сингапура. Так, в Новой Джульфе под Исфаханом, куда шах Аббас I увёл в 1604 году армян, уже в 1620 году Хачатур Кесараци основал первую типографию Ирана.

В 1781 году Григор Халдарян и архиепископ Овсеп Аргутянц основали армянскую типографию в Петербурге, в 1788 году она переехал в Ростовскую Нахичевань, а в 1791 - в Астрахань. Но самой неожиданной, пожалуй, кажется типография Шаамира Шаамиряна в индийском Мадрасе, работавшая в 1771-1818 годах, пока центр жизни индийских армян не сместился в Калькутту.

Шаамирян вынашивал планы армянской республики, которая должна была начинаться с колонии армян в России, а в 1794-97 годах издавал первый армянский журнал "Вестник", он же - первый в Индии неанглоязычный журнал. Оттуда же, из Мадраса, вот эта отпечатанная в 1773 году "Западня славы":

-15

Отдельный зал, правда низведённый в подвал, встречает тиграми и вязью - это коллекция не армянских, а персидских рукописей. Несмотря на архаичный вид и древнее содержание, физически они в основном 19 века, будь то книга "Чудесные животные и странные существа" Закарии аль-Казвини или "Шахнаме", древний персидский эпос. А вот "Назидание" в левом верхнем углу - вполне себе 17 века:

-16

С залами рукописей соседствует зал документов. Самых разных документов - вот например благословение католикоса Акопа V Шамахеци Екатерине II на защиту армян и грузин (1760), петиции турецких армян с печатями и подписями знатных купцов из Стамбула и даже письмо императора Бирмы (1874) к католикосу Геворку IV с обещанием покровительствовать армянам своей знойной далёкой страны...

-17

В крошечной Армении неизменно поражает глобальность!