После моего возвращения с битвы за урожай на работу в наш офис, меня нашёл мужчина кавказской наружности и сделал предложение, которое запустило цепь хлопотных событий. Кавказец предложил срочно купить у него дом. Это было неожиданно, ни о какой покупке я и не думал, стоял на очереди на жильё без всяких перспектив на ближайшие годы его получить. Я удивился этому предложению и отказался — денег на покупку дома у меня не было, занять их было не у кого, да и не любитель я влазить в долги или брать кредиты. Но товарищ не отставал от меня и надоумил пойти в администрацию и попросить купить дом для меня.
Это было странно: судя по настроению кавказца, деньги ему были нужны срочно и наличными, а он решил связаться с бюджетной организацией. Хотя, с другой стороны, мне этот вариант ничем не грозил. Я навёл справки о продавце дома: ничего выдающегося. Живёт в станице давно, построил дом, работает в строительной бригаде, шабашит, жена, двое детей. Но… картёжник. Оказывается есть у нас в станице игроки в карты на серьёзные ставки. Я-то к этой теме совершенно равнодушен, а вот наш шеф был в курсе и, не называя имён и фамилий, немного просветил меня о карточных страстях. Он и выдвинул предположение, что кавказец проигрался. Очень похоже на правду, парень был хорош собой и одевался броско для наших мест. Под Челентано косил гроза местных девиц. Было видно, что большие деньги у него периодически водились.
Судя по его образу жизни, местный Челентано был далёк от проблем обеспечения жильём военнослужащих запаса, но почему-то знал, что местная власть может купить жильё и заставил меня над этим задуматься.
Я не собирался идти в администрацию, но продавец приходил и приходил, уговорил меня посмотреть дом. Мы с женой сходили, посмотрели жильё, жене оно понравилось, и я даже знаю почему. Небольшой участок восемь соток, как-то странно зажат между соседними домовладениями, с коротким асфальтированным проездом в небольшой двор. Проезд упирается в гараж, за которым пристроена мастерская и кладовка. Между гаражом и домом небольшой проход на огород и в садик с вишнями и неухоженным терном. Дом на четыре комнаты, две из них проходные, вода, отопительный котёл под уголь, ванна, туалет. Конечно, по площади у нас таких больших квартир в гарнизонах не было. Но теперь у нас и семья увеличилась, и дочка выросла, ей нужна отдельная комната.
Пока хозяин хвалился домом и двором, хозяйка, одетая в кавказских традициях, безучастно сидела на кухне, к ней жались двое детей.
Земельный участок тоже нас удовлетворил, никаких особых планов по занятиям на земле мы не строили, даже хорошо было, что сад — в зачаточном состоянии. А самое главное для жены то, что дом на другом конце станицы подальше от моей родни, она загорелась идеей кавказца. Придётся идти на поклон в администрацию района.
Учитывая щепетильность ситуации, перед визитом к руководителю районной администрации серьёзно поговорил с продавцом дома, мол, не передумает ли он в процессе моих переговоров или на этапе заключения договора с администрацией продавать недвижимость? Не передумает. Ещё раз уточнил сумму, которую продавец желает получить за дом.
Ладно, пошёл записываться на приём к начальству по вопросу обеспечения жильём.
Этот раз в кабинете у руководителя районной администрации давил на жалость, мол, семье надоело жить в стеснённых условиях, да ещё и рядом с моими родственниками. Хозяин кабинета развёл руками, мол, денег в бюджете на такое мероприятие не предусмотрено, рад бы помочь, да нечем. Но сообщил мне, что на следующей неделе ожидается приезд в район областного начальства, курирующего и вопросы обеспечения жильём военнослужащих, посоветовал записаться к нему на приём и попросить денег на покупку жилья. На том мы и распрощались с хозяином кабинета.
Попал я на приём к областному чину, повторил свою просьбу, районный руководитель, к моему удивлению, тоже не отмалчивался, а поддержал мою просьбу, и областной чин сказал, что это возможно, срочно оформляйте заявку, чтобы средства прошли этим бюджетным годом. Потом поинтересовался готовностью у хозяина бумаг на владение собственностью и подходит ли мне площадь жилья. Я уже был подкован на эти темы и заверил областного начальника, что с бумагами у продавца всё нормально, а я на всё согласен, претензий не будет. На этом аудиенция закончилась и я поспешил обрадовать жену, а потом и хозяина дома этой новостью.
Относительно расторопности чиновников иллюзий не питал, но до конца финансового года остался один квартал и я надеялся, что в этих пределах времени и состоится сделка. На следующий день заскочил в строительный отдел администрации района узнать про заявку, но начальник отдела ничего не знал.
- Вчера начальник из области сказал, что надо заявку делать на финансы.
- Верю, но я никаких указаний не получал, - развёл руками начальник отдела.
- Так сходи к руководителю администрации, поинтересуйся.
- О, нет! У нас так не принято. Может это дело и не нам поручат… Извини, у нас есть определённый регламент, ходим к начальству тогда, когда вызывают, не хочу нарываться на неприятности. Дождусь указаний, потом буду работать с твоим делом.
- Собственно, дело только в перспективе моё, а пока что это касается собственника жилья и администрации района.
- Ну, вот, видишь… Пусть хозяин и суетится, а ты сиди и жди готового. Мимо тебя дом не проскочит, твой будет.
- Успокоил, спасибо!
...В конце концов, дошло дело до оформления договора купли-продажи жилья администрацией района у кавказца. И вот тут-то я превратился в мальчика на побегушках. Возникла масса проблем с нужными для договора бумажками. У хозяина дома телефона домашнего не было, зато был телефон в нашем офисе и работники строительного отдела звонили мне и излагали проблему. Я шёл к хозяину и информировал его. Благо, что домовладение было в пяти минутах ходьбы от нашего офиса. К сожалению, этот красавец Челентано оказался совершенно не способен хлопотать в учреждениях. Он даже не хотел вникать в подробности, а его жена категорически отказалась участвовать в оформлении и недобро на меня смотрела, когда я появлялся на пороге их дома. Господи, две недовольных жены на мою голову, это — перебор!
Приходилось иногда ходить с этим Челентано по учреждениям в качестве толмача. А что делать? Утешал себя мыслью, что узнаю новое в работе нашей государственной системы и буду просвещать других офицеров запаса, которые появятся в районе и будут идти по моему пути получения жилья.
Когда все нужные для договора бумаги были готовы и сумма сделки была забита в текст договора, до хозяина дошло, что он получит на свой счёт меньшую на величину налога сумму. Хозяин заартачился и дело зашло в тупик. Строительный отдел сложил лапки — им этот договор ни шёл, ни ехал, хорошо хоть мне позвонили про это. Пообщался с хозяином, убедился в его неуступчивости, упрекнул его в том, что он должен был про налог знать, если собрался продавать собственность. А толку от моего упрёка…
Пришлось мне опять идти на поклон к руководителю администрации района без всякой надежды решить это дело. Но руководитель, к моему удивлению, хоть и попенял мне на эту закавыку, но дал указание увеличить сумму сделки, чтобы собственник после вычета налога получил желаемую круглую сумму. Опять начались согласования с областью по новой сумме. Область утвердила изменения.
Переделали договор, убедили хозяина, что теперь ему достанется то, что он хотел и, наконец, подписали договор купли-продажи. Меня удивило, что работники строительного отдела даже не появились в домовладении, чтобы подписать акт приёмки объекта, дали мне бумажки, чтобы принёс им подписи бывшего хозяина и ключи от дома. Хозяин, показав мне оборудование, которое он позже заберёт из мастерской, подписал акт и отдал все ключи. В отделе бумаги у меня забрали, а ключи оставили, мол, сам заботься о сохранности до передачи дома тебе. Ладно, как скажете… Фу-у-у, кажись, дело выгорело. Осталось дождаться, когда домовладение передадут мне. Хорошо, что все нужные документы уже давно в администрации, собрал, когда оформлялся на очередь на жильё.
Мне разрешили занять жильё, не дожидаясь оформления ордера. Чиновники не спешили с моим делом, у них и других более важных дел полно, поэтому всё в администрации района шло своим чередом, а чтобы я не мешался под ногами, было и принято такое решение. Ну и спасибо!
Я начал перевозить всякие мелочи на своём мотоблоке, затеяли небольшой косметический ремонт. Попутно перезнакомился с соседями. С одной стороны жили милые старики, а с другой — семья с детьми, хозяева были немного постарше нас и работали в районных учреждениях на хороших должностях. С нашим домовладением с тыльной стороны граничили ещё два домовладения, но одно пустовало, а другое граничило с нами огородом. Мне понравилось, что на наш участок свисали ветки с плодами: с пустующего домовладения — сладкие груши, а от стариков - вкусные яблоки. Я решил, что надо непременно привить эти сорта в своём будущем саду.
Для окончательной перевозки вещей нанял пенсионера на частном грузовике. Жил этот пенсионер на другом конце станицы, рядом с моей тётушкой Тасей, меня он знал и норовил со мной поболтать про военную службу, когда я приходил в гости к родне. У него самого сын был военным, уже дослужился до майора. Поэтому старик охотно согласился нас перевезти. Но когда он приехал на своём ЗиЛе, а дело было во второй половине дня, я заметил, что старик уже где-то подкалымил, зарумянился и выглядел очень довольным. Это меня не обеспокоило, потому что он держался на ногах твёрдо и всю жизнь проработал водителем. С помощью соседей загрузили вещи и поехали к новому жилью. Пока выгружали, старик куда-то пропал, а потом появился в сильном подпитии. Уселся в кабину и задремал.
Я проводил своих помощников и подошёл к кабине:
- Дед, возьмите деньги, спасибо за помощь.
- Не, денег с тебя не возьму, а вот водочки - запросто.
Пошёл в дом за бутылкой, была приготовлена на переезд. Протягиваю пьяному водителю, он качает головой:
- Не, не возьму.
- Вы же говорили, что водку возьмёте!
- Ничего я такого не говорил. Давай выпьем.
- Да у меня работы непочатый край, вещи надо расставлять, семью устраивать...
- Уважь старика, я один пить не буду.
Пошёл за рюмками, взял пару яблок на закуску, вернулся и сел в кабину. Учитывая состояние старика, плеснул в рюмки меньше половины.
- Обижаешь… Ты что, краёв не видишь?
Я уже начал злиться, ему ещё ехать надо, а он… Долил.
- Ну, за новоселье, - старик выпил водку и голова его бессильно упала на грудь.
Вот тут я запаниковал: улица была узкая, автомобиль её перегородил, в кабине старика оставлять нельзя. Надо отвезти его домой, если он не заартачится, знаю этих старых водителей — ни за что руля не отдадут.
- Дед, дед, давайте я вас домой отвезу.
Старик сделал едва заметное движение головой и завалился в сторону пассажирского места. О, согласился! Я перешёл на водительскую сторону и с большим трудом, отдельными частями передвинул кисельное тело старика на пассажирское место. А весу в нём было под центнер.
Наконец, я уселся на водительское место. В курсантские годы мне доводилось пару раз водить ЗиЛ, сосед меня баловал в отпуске. Радовало то, что старик был в отрубе и не увидит моих неумелых действий. У него-то сын автомобильное училище закончил.
Запустил двигатель, погазовал, включил передачу и стал трогаться. ЗиЛ дёрнулся и заглох. Чёрт!
- Это тебе не на самолёте летать, - внятно произнёс старик, не пошевелив ни одним членом.
Я аж задохнулся от злости, но через мгновенье мне стало смешно. Вот старый хрыч, сам в отрубе, а машину чувствует!
На второй попытке удалось тронуться, и я на второй передаче покатил к дому старика, прося боженьку убрать с моего пути гаишников.
Хозяйку старика я заметил издалека, она стояла у калитки и смотрела на дорогу, а завидев знакомый автомобиль по-боевому подбоченилась. От её воинственного вида мне стало как-то нехорошо. Слышал от тётушки, что старуха была крутая нравом и, будто бы, поколачивала пьяного старика. Когда она разглядела на водительском месте чужого человека, то стала ещё грознее, а в её руке появился внушительный костыль. Ох, ох…
Я медленно подкатил к калитке и остановился. Старуха взялась двумя руками за костыль, как за двуручный меч, и недобро смотрела на меня. Господи, я тут вообще ни причём. Всего сто грамм моих в старике! Хорошо, что она стоит с пассажирской стороны.
Я заглушил мотор, вылез из кабины, коротко поздоровался и, решив не испытывать судьбу, торопливо заспешил на другую сторону улицы, борясь с искушением перейти в галоп.
Ну, дед, держись, сейчас ты узнаешь, как на самолёте летать, и как на машине ездить!