Найти тему
Другая Москва

Большая Кольцевая линия метро Москвы. История и современность.

Недавно я описал часть из новых открытых станций Большого метрокольца Москвы в этой публикации. Но в формат одной статьи всё не уместилось, поскольку среди этих станций действительно оказалось много интересных инженерных решений и современного дизайна.

Многие знают, что Большое кольцо метро Москвы планировали строить давно, но только недавно реализовали. Но гораздо меньше людей знают, что Большим кольцом изначально называли нынешнюю Кольцевую линию, построенную ещё при Сталине! А всё потому, что ещё практически в самом начале проектирования московского метро планировали две кольцевые линии. При этом малая должна была пройти примерно под Бульварным кольцом города, а большая — примерно под Садовым. Вот схема 1938 года, где впервые обозначена Большая Кольцевая линия (БКЛ).
А в северной части она даже соответствует примерно нынешней БКЛ:

Генеральная схема линий московского метро 1938 года.
Генеральная схема линий московского метро 1938 года.

А вот карта 1947 года, где обозначены обе на тот момент планируемые кольцевые линии. Трассировка нынешней кольцевой линии (чёрным пунктиром) здесь сместилась уже к знакомому нам варианту:

Перспективная схема московского метро 1938 года.
Перспективная схема московского метро 1938 года.

Судя по этой схеме, малую кольцевую планировали явно строить позже большой. Но помимо прочего на юге здесь видна явно и проектировка третьей кольцевой — примерно на расстоянии нынешней БКЛ, хотя и чуть ближе к центру. А "глубокий ввод" — это был неосуществлённый и поныне проект перемещения путей Курского и Ленинградского (Октябрьского) радиусов ЖД в центре Москвы под землю и соединения их там — некий прообраз нынешних "диаметров" МЦД, только под землёй.

А вот к этой схеме, подготовленной к запуску нынешней Кольцевой линии, есть внизу примечание, что это схема именно Большого кольца:

Схема Большого кольца московского метро 1947 года.
Схема Большого кольца московского метро 1947 года.

Также есть ещё один артефакт в самом метро, подтверждающий эти схемы — техническая дверь на путевой стене станции Курской-кольцевой, где прямо написано, что это станция Курская Большого кольца:

Курская Большого кольца.
Курская Большого кольца.

Ну а более-менее нынешнее представление о Большой кольцевой линии метро начало появляться, начиная с 1970-х годов. Вот перспективная схема 1971 года с обозначенной на ней БКЛ:

Перспективная схема московского метро 1971 года.
Перспективная схема московского метро 1971 года.

Тут видно, что южная часть БКЛ подобна нынешней его трассировке, а северная находится заметно дальше от центра — но примерно там, где теперь проходит наземное МЦК. Также на этой схеме видно, что линию в Строгино всё-таки планировали от Полежаевской, для этого там и был построен третий путь.

Ну а теперь давайте ещё посмотрим, что же наши метростроители успели построить для нас на ныне существующей БКЛ.
Вот станция Кленовый Бульвар. Она построена рядом с одноимённым бульваром и рядом с ещё одним входом в парк Коломенское. Здесь вход в парк теперь ближе всего от всех трёх станций метро рядом с ним. Возможно, именно поэтому вход на станцию выполнен в стиле куполов?
Листайте галерею:

Или что вам больше напоминает эта конструкция?

В некоторых ракурсах мне это напоминает бутылку (так выглядит оформление лифта на станцию):

Вход на станцию метро "Кленовый бульвар".
Вход на станцию метро "Кленовый бульвар".

Вестибюль самой станции оформлен тоже весьма оригинально: с массой лампочек на потолке, создающих иллюзию звёздного неба:

Оформление эскалаторного зала:

Оформление эскалаторного зала станции метро "Кленовый бульвар".
Оформление эскалаторного зала станции метро "Кленовый бульвар".

Платформы станции боковые, освещены также довольно оригинально:

Платформа станции метро "Кленовый бульвар".
Платформа станции метро "Кленовый бульвар".

А скамейки на станции выполнены в виде вот таких вот "камушков":

Платформа станции метро "Кленовый бульвар". Камушки-скамейки.
Платформа станции метро "Кленовый бульвар". Камушки-скамейки.

С точки зрения дизайна оно, конечно, выглядит интересно! Но вот сидеть на таких "камушках" не слишком удобно.. а ещё иногда эти камушки превращаются.. вот в такое:

Видео от Москва • места и события

Далее из интересных я бы отметил новую станцию "Электрозаводская".
Из окна поезда часто неочевидно, что она интересная. Для того, чтобы это понять, надо выйти и пройтись по ней! Станция однозначно очень необычная, и не только из-за оформления центрального зала:

Платформа станции метро "Электрозаводская" БКЛ.
Платформа станции метро "Электрозаводская" БКЛ.

На одной из путевых стен станции расположено эпическое (в прямом смысле!) панно "Битва героев" (листайте галерею):

К сожалению, панно сильно бликует, поэтому сложно сфотографировать без бликов..
Как сказано в описании, оно должно олицетворять "собирательный образ защитника Родины от посягательств врагов на её свободу и независимость в эпоху Древней Руси".

На панно можно взглянуть и через эти овальные проёмы, что тоже интересно:

Те, кто готовил открытие этой станции, видимо, намеренно записали её именно 229-й станцией московского метро: дело в том, что первая "Электрозаводская" была 29-й по счёту станцией.

Однако из всех новых станций отдельно я бы выделил новую "Рижскую" — на ней очень эффектно поработали с арками, их отражениями и вообще со светом (листайте галерею):

Если б из центра зала убрали этот инфосос и видеостолб — было бы вообще идеально!

Боковые платформы тоже отлично смотрятся: такой контраст светящихся арок и брутальных стен тоннеля:

Боковая платформа метро "Рижская" БКЛ.
Боковая платформа метро "Рижская" БКЛ.

Но ещё на этой станции установили такой необычный видеоэкран, на котором помимо рекламы транслируют всякую психоделику:

Этот экран привлекает наибольшее внимание людей, что, впрочем, неудивительно.

Интересно ещё, что не только в основном зале станции архитекторы поработали со световыми эффектами и отражениями. Но и в переходе на старую "Рижскую" — тоже:

Здорово, правда? Будто футуристический шлюз какого-то космолёта!
А вот так это табло и "световые шлюзы" выглядят в движении:

Ну и следующая интересная станция из новых — "Марьина Роща". Теперь это самая глубокая станция московского метро: 72 метра глубиной.

Оформлена она вся в округлых формах, выглядит так, будто её придавило тяжестью грунта над ней:

Причём даже сиденья на ней округлой формы. Деревянные, покрытые лаком, на ощупь очень приятные:

Эскалатор действительно очень длинный, поездка на нём займёт около 3 минут. По ощущению напоминает питерские — так же долго ехать.. Зато вдоль всего эскалатора — огромная надпись о том, что это самый длинный эскалатор в мосметро:

Также вдоль всего эскалатора нанесены метровые метки:

Но самое интересное на этой станции находится не внизу, а наверху. Это одна из немногих станций на БКЛ с полноценным наземным вестибюлем. Да каким! Смотрите сами (листайте галерею):

Внизу вестибюль как бы установлен на гигантские зеркальные подшипники! Выглядит это очень эффектно.

Изнутри это тоже смотрится весьма интересно:

В вестибюле висит та самая схема метро с БКЛ, подписанная Путиным:

Схема метро с БКЛ, подписанная Путиным.
Схема метро с БКЛ, подписанная Путиным.

А вы уже были на этих станциях? Понравилось вам?

Первая часть обзора про новые станции —
тут.

#история #архитектура #другаямосква #москва #метро #экскурсии #бкл #экскурсии по москве #транспорт #московское метро #большая кольцевая линия #марьина роща #рижская #электрозаводская #кленовый бульвар #строительство #метрострой

=================================================

"Рыбов" теперь показывают и в московском метро на Большой Кольцевой линии!
Dr. Moskauer4 марта 2023
Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — Рижская.
Dr. Moskauer24 мая 2022
Путешествие во времени по Москве прошлого по следам трамвайных маршрутов. От Каланчёвской до Крестьянской заставы.
Dr. Moskauer16 мая 2022
Гостиница "Пекин". Долгий путь от гостиницы НКВД через "Лондон" в "Пекин".
Dr. Moskauer18 февраля 2023
Московские лайфхаки. Что бывает, если забыл или не смог валидировать карту на входе или выходе с МЦД.
Dr. Moskauer13 июня 2022