Давно я не писал о своей любимой литературной «вселенной будущего», а именно — о мире Культуры Йэна Бэнкса. Наконец-то я с огромным наслаждением перечитал его роман «Материя», впервые опубликованный в 2008 году, и по свежим следам делюсь впечатлениями. Когда-то давно, на заре существования канала я уже кратко упоминал ее, но, конечно, любой роман Бэнкса заслуживает полноценного развернутого обзора. Путь к нему был у меня долог, но финал неизбежен.
Фантазия Бэнкса восхищала меня с самого первого романа о Культуре. По словам автора, изобретая Культуру, он просто пытался изобразить общество, в котором ему хотелось бы жить самому, но со временем, как это всегда бывает, концепция усложнилась, развилась и в каком-то смысле зажила своей жизнью. Каждый раз (как правило, после очередной книги о Культуре) когда читателю кажется, что уж теперь-то он разобрался, как там все устроено, Бэнкс очередной книгой вскрывает новые платы галактического сообщества, которых он прежде почти не касался.
В «Материи» Бэнкс совершенно однозначно дает понять читателю, (у которого, вполне возможно, сложилось по предыдущим книгам представление о доминирующей роли Культуры в Галактике), что Культура — лишь одна из многих равных игроков на великой межзвездной шахматной доске. Да, по предыдущим книгам мы уже знаем о сублиматах и Старших цивилизациях, но и те и другие практически никакого участия в галактической жизни не принимают, и у читателя создается впечатление, что Культура только и занимается тем, что вертит разными расами по собственному (неизменно благожелательному, а как же иначе!) усмотрению.
Собственно, это впечатление ложно даже без учета «Материи». Вмешательством в дела чужих цивилизаций занимается исключительно служба Контакта, а точнее его секретное подразделение, Особые Обстоятельства. Так вот, 95% населения Культуры (а это тысячи миллиардов разумных существ) даже не подозревает о существовании ОО, или, в крайнем случае, считает их легендарными и мифическими.
Но вернемся к роману. Он просто насыщен самыми разнообразными цивилизациями. Варвары многослойного мира-пустотела Сурсамен, великие древние строители пустотелов Мантия и ихвраги илны, аултридии и окты, отчаянно соперничающие за право называться наследниками Мантии (причем и те и другие — совершенно необоснованно), нарисцины и мортанвельды, присматривающие за Сурсаменов и младшими расами, ну и Культура, конечно, куда ж без нее. Причем Бэнкс совершенно вскользь, мельком упоминает невероятных размеров мортанвельдский искусственный «петлемир», население которого превышает все население Культуры. Каково?
Роман многослоен, причем и буквально, и метафорически. Буквально — потому что действие его преимущественно развивается на многослойном Сурсамене, где местные варварские правители плетут интриги иведут кровавые войны вполне в духе Джорджа нашего Мартина, где мирно плодятся невероятно древние семяпарусники, которые даже не факт, что разумны (впрочем, их уважают, холят и лелеют все сильные цивилизации Галактики).
Метафорически — потому что действие в нем разворачивается как бы послойно, от дворцовых интриг, заговоров и войн в средневековом стиле, к их галактическим аналогам (нет, мортанвельды и граждане Культуры не потрошат друг друга кривыми мечами, на таком уровне примитивное насилие никто уже не применяет, но накал противостояния явно ощущается между строк), а от них - к финалу великого противостояния невообразимой древности, по прихоти судьбы задержавшегося на миллионы лет.
И все замыкается. Героиня романа, Джан Серий Анаплиан, никому не нужная принцесса с восьмого уровня Сурсамена покидает родной мир, чтобы стать агентом Особых Обстоятельств, но решает вернуться домой, когда узнает, что ее отец был подло убит заговорщиками… Ну и конечно же, как всегда у Бэнкса, оказывается на самом отточенном острие сюжета (а в чем кульминация и чем закончится — я вам не скажу, вдруг вы еще не читали).
Как всегда, отдельное наслаждение — имена (не названия! Корабли Культуры — личности) кораблей. «Убери все перед уходом» великолепно, особенно если учесть, что это бывший военный корабль, переквалифицировавшийся в корабль ОО.
Ну и напоследок: в прошлый раз я подписался под статьей по правилам Культуры и пообещал перевести эту подпись на марейн — язык Культуры. Обещания надо держать, так что, остаюсь искренне ваш,