Найти в Дзене

Петергоф. Дворец Коттедж в Александрии. Часть 1

Эта статья- продолжение предыдущей прогулки по парку Александрия в Петергофе. По повелению Николая l, архитектор Адам Менелас (приехавший ещё при Екатерине ll из Шотландии), возводит в 1826-29 годах в Александрии летний дворец в неоготическом стиле. Дворец Коттедж напоминает загородный особняк в далёкой Великобритании, украшенный готическим декором. Чугунные кружева смотрятся изящно, летом переплетаясь с зеленью. Множество террас и балконов с видами на окружающие сад и парк делают дом уютным и интересным. Как же там внутри?.. Идёмте! (Билет стоит 350 р.) На таких ажурных скамейках вам будет предложено надеть специальные бахилы. Надо сказать, что Коттедж практически полностью сохранился в своём первоначальном виде. Во время ВОВ, здесь был устроен госпиталь для немецких офицеров. Предметы интерьера (почти 2000 из 2500) успели эвакуировать, а после войны вернули на свои места. Конечно, отделка пострадала, но была отреставрирована. И сегодня мы можем пройти по комнатам, где когда-то ход

Эта статья- продолжение предыдущей прогулки по парку Александрия в Петергофе.

По повелению Николая l, архитектор Адам Менелас (приехавший ещё при Екатерине ll из Шотландии), возводит в 1826-29 годах в Александрии летний дворец в неоготическом стиле.

Дворец Коттедж напоминает загородный особняк в далёкой Великобритании, украшенный готическим декором. Чугунные кружева смотрятся изящно, летом переплетаясь с зеленью.

-2

Множество террас и балконов с видами на окружающие сад и парк делают дом уютным и интересным. Как же там внутри?.. Идёмте! (Билет стоит 350 р.)

-3

На таких ажурных скамейках вам будет предложено надеть специальные бахилы.

-4

Надо сказать, что Коттедж практически полностью сохранился в своём первоначальном виде. Во время ВОВ, здесь был устроен госпиталь для немецких офицеров. Предметы интерьера (почти 2000 из 2500) успели эвакуировать, а после войны вернули на свои места.

Конечно, отделка пострадала, но была отреставрирована. И сегодня мы можем пройти по комнатам, где когда-то ходили их хозяева.

Из маленького вестибюля прямо перед нами откроется необыкновенной красоты чугунная лестница, устремляющаяся ввысь, к небу в прозрачном потолке. Люстра вдоль трёх этажей подчёркивает высоту.

-5

-6

Лепной цветочный декор покрывает всю лестницу, перемежаясь с гербами Александрии.

-7
-8

А стены расписаны так, что создаётся ощущение продолжающегося пространства. Перспективная роспись в технике гризайль сделана по эскизам Джованни Скотти (произведения этого декоратора украшают Петербург во многих местах).

-9
-10

Бюст хозяйки Коттеджа, супруги Николая l.

-11

В начале вестибюля над входом могут удивить турецкие надписи, висящие «кверхногами». Это- трофеи.

-12
-13

По лестнице мы поднимемся позже, после осмотра первого этажа, на котором разместились самые красивые комнаты. Правда, первая из них- Опочивальня почему-то не восстановлена, как интерьер. Но, всё-равно, можно полюбоваться лепной отделкой потолка, резными откосами окон и двери.

-14

-15

Этот дивный деревянный орнамент исполнил резчик Василий Захаров, выходец из крестьян. Его работы мы увидим ещё в других залах.

-16

В кабинете Александры Фёдоровны всё в готическом стиле: отделка, люстра, мебель, украшения…

-17
-18
-19

Много здесь и семейных реликвий. Среди них- на столе статуэтка отца, прусского короля Фридриха Вильгельма lll. Здесь же на столе часы в виде белой розы, любимого с детства цветка Шарлотты (так звали прусскую принцессу, будущую русскую императрицу до принятия православия).

-20

Александра берегла память о своих родных в вещицах, напоминавших о них. Например, здесь можно увидеть чашку, из которой её мать пила молоко.

-21

На стене, справа от окна висит портрет королевы Луизы, матери Александры.

-22

А этот красивый серебряный куст из семи роз- подарок из родной Пруссии, олицетворяющий семь детей Николая l и Александры Фёдоровны.

-23

Дочерей (их было 3) обучали многому, в том числе, живописи. Слева от окна- пейзаж, написанный старшей дочерью Марией.

Из-за ширмы проглядывает бюст младшей Александры, умершей в 19 лет (поздно выявленная чахотка, осложнённая родами).

-24

Портрет средней дочери Ольги в средневековом платье. После замужества она станет королевой Вюртембергской.

-25

Почти из всех покоев первого этажа был выход на террасы, окружающие дом со всех сторон.

-26

Следующая комната- Гостиная. Мне она показалась самой романтичной. Двери, украшенные зеленью- как порталы в сказочный лес.

-27

-28

Гирлянды вьющихся растений разделяли зал на небольшие зоны. Во времена императрицы здесь всегда стояли в вазах живые цветы.

-29

Много оригиналов картин известных художников, среди которых легко узнаваем Айвазовский.

-30

Один из каминов украшают канделябры и часы в виде Руанского собора, сделанные на Императорском фарфоровом заводе. Рядом стоят севрские вазы- дипломатический подарок Наполеона Александру l в 1807 году при встрече в Тильзите (ныне российский город Советск в Калининградской области).

-31

Другой камин украшен французскими часами в виде Реймского собора.

-32

Обязательно надо обратить внимание на пол. Ковёр- подарок от воспитанниц Смольного института. Его вышивали вручную крестиком!

-33

На столе в центре стоит интересный серебряный кубок с рыцарскими гербами. Он напоминает о празднике- турнире Белой розы в 1829 году, устроенном в Пруссии в честь приехавшей дочери короля.

-34

А какой здесь потолок! Сплошное готическое кружево.

-35

Из Гостиной мы попадаем в Библиотеку.

-36

Сразу обращает на себя внимание винтовая лестница, как в средневековом замке. Интрига- куда она ведёт? Покажу, но потом.

-37

Книжные шкафы в закрытом виде выглядят, как хоры в каком-нибудь готическом соборе. Здесь, кстати, собрано более 1000 книг. Читали много. (Конечно, интернета же не было! И даже телевизора…)

-38

На шкафах стоят бюсты молодых красивых женщин. Это мать и тётушка Александры Фёдоровны, Луиза и Фридерика.

-39

Если присмотреться к предметам на столе- увидите интересную модель замка из 12000 пластиночек перламутра и слоновой кости.

-40

Замок на Павлиньем острове был подарком прусского короля своей супруге, Луизе- матери Александры. Сам замок сохранился, а из трёх сделанных моделей- это единственная, дошедшая до наших дней.

-41

Обычное пианино стилизовано под орган.

-42

Деревянная резьба каждый раз заставляет остановиться и восхититься.

-43
-44

И потолок уже с другим орнаментом.

-45

Переходим в Большую приёмную, которая вовсе не большая. В ней проходили семейные «посиделки», ведь в эту резиденцию Николай Павлович старался не допускать посторонних. Здесь музицировали, устраивали домашние театральные постановки, игры в шарады, пантомиму.

-46
-47

Императорская семья жила очень дружно, и родители уделяли много времени воспитанию детей. На музыкальных инструментах играли все, каждый мог выбрать сам, на каком обучиться. Здесь же иногда устраивались концерты с участием профессионалов. Например, композитор Алексей Львов бывал приглашённым. Он, кстати, является автором музыки гимна «Боже, царя храни». А автором слов- Жуковский, учитель наследника Александра Николаевича. Он же и герб Александрии придумал, который мы видим повсюду в этом имении. Раньше этот герб (приделанный зачем-то к панцирю гигантской черепахи) вывешивали на воротах, когда императорская семья пребывала в резиденции. Сейчас панцирь висит в вестибюле.

-48

Интересна серебряная люстра, сделанная в виде корзины с 25 бутонами роз. Это- подарок брата Александры в 1842 году на 25-летие её свадьбы с Николаем.

-49

А как красива печь, лепной рисунок которой выполнил Скотти в виде готической решётки с гербом Александрии!

-50

До 1842-го года Большая Приёмная выполняла функции столовой. Но к серебряной свадьбе Николай l решил построить отдельную столовую. Осуществил это Штакеншнейдер (в дальнейшем он станет главным придворным архитектором), поскольку Менеласа к тому времени уже не было в живых.

К квадратному в плане зданию достраивается помещение с большой мраморной террасой.

-51
-52

Специально для Коттеджа на Императорском Фарфоровом Заводе изготавливается Собственный сервиз, который со временем станет насчитывать 5000 предметов. Отличительный знак сервиза- изображение герба Александрии на каждой единице. К сожалению, из-за невозможности подойти ближе, не могу показать чёткое изображение этой красоты.

На каждом стуле тоже изображение герба, не только на обивке, но и вырезанный на деревянном верхе.
На каждом стуле тоже изображение герба, не только на обивке, но и вырезанный на деревянном верхе.

Впервые в истории императорских сервизов- в набор вошли и фарфоровые, и стеклянные предметы.

-54

Хотя, у меня есть фото из музея ИФЗ с маленькой частью сервиза вблизи.

-55

На левом столе тарелки в виде готических витражных окон.

-56

Их тоже плохо видно, поэтому фото также из собрания ИФЗ.

-57

Кроме сервизов, интересны коллекции посуды из цветного стекла, собранные Александрой Фёдоровной. Они размещены на резных этажерках и подставке на окне.

-58
-59

Урановый (зелёный), кобальтовый (синий), молочный белый и рубиновый цвета. Самый дорогой в изготовлении- рубиновый, в его состав добавляли золото.

-60

Как и в предыдущих интерьерах- на стенах много полотен известных художников.

Вид Константинополя. Айвазовский.
Вид Константинополя. Айвазовский.
Пейзажи Александрии. Гюден (французский художник) изобразил разное время суток в парке с видом на залив.
Пейзажи Александрии. Гюден (французский художник) изобразил разное время суток в парке с видом на залив.

Заходим в последнюю комнату первого этажа. В Малой приёмной ожидали указаний императрицы фрейлины. Комнатка оформлена в стиле рококо. Мебель украшена фарфоровыми вставками с цветочной росписью. А на стенах фарфоровые фигурки Мейсенской мануфактуры.

-63
-64
-65

Здесь заканчивается наше знакомство с первым этажом Коттеджа. Второй этаж мы пройдём в следующей части. Там же я поделюсь местом, где можно в Петергофе недорого пообедать, почти в готической обстановке. 🤗

-66