Мы беседуем с Гик-блогером и популяризатором науки Иваном Рыбаковым (Ivan Lutz).
Приветствую!
С чего начался ваш интерес к науке и к фантастике? Как это связано, лично для вас?
Привет!
К фантастике у меня интерес был с самого детства. Наверное, из-за того, что я всегда любил мечтать. Первую книгу, которую прочитал в 5 лет, была «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова. Помню, что взял её в деревенской библиотеке и читал на кухне под слабым светом от бра. После этого все завертелось! Я стал завсегдатаем школьной и деревенской библиотек. Родители ещё покупали книги.
Я вырос в весьма светской семье и, очень благодарен, что с детства меня с силой не заставляли ходить в церковь и быть религиозным. Из-за этого я понимал, что религия не может объяснить мир. В смысле, что она объясняет по-своему, но это никак не соответствует тому, что есть на самом деле. А мир познавать мне очень хотелось. Любил смотреть документальный фильмы про динозавров. В детстве даже хотел стать палеонтологом или археологом, но как-то не сложилось. После 9 класса пошел учиться на ITшника и во мне больше играли гормоны, чем рациональное мышление. Окончательный поворот к науке я совершил в 2016 году. Тогда схватил очень сильный экзистенциальный ужас и из него мне помогла выйти наука. Я стал активно читать книги, смотреть научпоп-ролики, пытался понять какой мир на самом деле и что в нем нужно делать. Тогда вспомнил, что в детстве хотел стать палеонтологом и пошел на курс палеонтологии Станислава Дробышевского в АРХЭ. Я понял, что наука со мной надолго и может быть навсегда. В 2018 году купил камеру и аппаратуру и открыл канал Noosphere Studio, стал выпускать ролики с лекторами и летом поехал в Брянскую область копать неадертальцев. Хотя на самом деле там была только материальная культура, а не кости. Кости пока не нашли насколько мне известно.
Мир удивителен. Никто нами не управляет и никого нет на небесах. Мы сами вправе делать то, что хотим. Это мне помогает сейчас заниматься тем, чем занимаюсь.
Какую фантастику вы предпочитаете и почему?
Мне очень нравится социальная фантастика и в особенности писатель Филип Дик. Помню, когда мне было 15 лет, то зашел в книжный магазин и приобрел книгу с двумя романами этого автора. Это были «Убик» и «Помутнение». После прочтения первого произведения, то у меня был так называемый эффект «WOW». Настолько неожиданный поворот сюжета, что я оказался под впечатлением. Мне нравится, когда авторы показывают изъяны нашего общества и критикуют их. Филип Дик хорошо показал то, что как бы люди XX века (хотя многое и для нас людей на рубеже XX и XXI веков) жили в мире технологий. Он показал, что различий то и немного. Многие другие фантасты показывали других людей, но живя в наше время понимаешь, что люди остаются такими же. Хотя может лет через 50 и по-другому будет.
Недавно ещё прочитал цикл «Основание» Айзека Азимова. К сожалению, в детстве прошел мимо него, а теперь же читал с большим удовольствием. Писатель тоже попытался в той или иной мере показать различные устройства человеческого общества, а в конце поставил выбор какое будущее для человечества будет оптимальным. Я согласен с решением, который был принят главным героем в конце 4 книге цикла.
Какие они, эти фантасты, в вашем понимании?)) Среди них есть откровенные мракобесы, а есть сторонники просвещения и рационализма?
Думаю, что есть те и те. Не одной научной фантастикой ограничен этот жанр. К примеру, читаешь некоторых и думаешь: что он употребляет? Ведь к фантастике можно относить очень разных писателей. Притом тот же Пелевин относится к фантастике.
Может ли в фантастике быть чрезмерный рационализм и сциентизм? Не губит ли это «авантюристскую» составляющую жанра?
На то она и фантастика, что может быть всё. Притом даже самые смелые идеи фантастов в будущем могут быть реальностью. Конечно, если автор пишет научную фантастику и делает на это акцент, то интересно было бы посмотреть на будущее, которое реально. Даже если некоторые теории могут не подтвердиться.
Должен ли ученый быть мечтателем? Я общался со многими представителями научпопа и далеко немногие рискуют делать какие-то прогнозы на будущее.
Скорее всего многие люди мечтатели. Будь то ученые или нет. Хотя при ученых там может быть больше. Они не рискуют что-то говорить такое, чтобы в будущем не было как в известном меме: «Ученый изнасиловал журналиста». А так если ты не мечтаешь или не пытаешься предугадать что-то, то и работа превращается в рутину.
Какие поджанры фантастики являются наиболее «провидческими», на ваш взгляд?
Научная фантастика и социальная фантастика писателя Филипа Дика. Опять я про этого писателя. Хех. Хотя если бы вручали премию за больше всех сбывшихся предсказаний, то Филип Дик победил с большим отрывом.
Какую фантастику хотели бы писать сами? Какие-то уже есть попытки или даже где-то публиковались?
Как уже выше писал, что мне нравится научная и социальная. Если бы сейчас что-то писал, то в этом жанре. Хотя лет десять назад были попытки в написании произведения с египетской мифологией, но что-то не особо зашло. Я как-то написал небольшую притчу и опубликовал её в ВК, но почему-то удалил. Мысли писать есть и надеюсь, что они реализуются.
Какие ресурсы для ведения блогов вам ближе и почему?
Стараюсь пользоваться всеми удобными ресурсами. У меня есть текстовый и видео-форматы. Дублировать контент занимает немного времени, но это позволяет мне развивать все ресурсы. Сейчас это у меня: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube. Текстовые обзоры выкладываю ещё на Пикабу, но площадка очень странная. Там как может взлететь, так и закритикуют токсичные люди.
Как фантастика меняется сегодня? Как ее меняет наука или наоборот?
Боюсь, что тут не смогу ответить. Я из новых авторов практически никого не читаю. Если только Питера Уоттса. У него большой упор на научные открытия, так как автор пишет крепкую научную фантастику. Хотя не особо нравятся его персонажи. Что-то мне подсказывает, что автор социопат и это переносит на свои произведения.
Наука сейчас популярна в молодежной среде. С чем это связано, на ваш взгляд?
Людям интересен прогресс. Вот почему, к примеру, сейчас так популярен Илон Маск. Он берет старые концепции, которые кто-то объявил, и они забылись, и стал реализовывать. Сейчас много споров вокруг этой фигуры. Спорят, что он один бы ничего не добился и ему помогает государство. Мое мнение такое: «Помогает? Отлично!» Ведь и Королёв смог добиться многого при СССР, когда была космическая гонка. А сейчас люди хотят увидеть будущее. В основном жизнь у многих проходит незаметно. Работа, дом, работа, дом и так далее. Молодежи это не устраивает. Они мечтают, что в будущем роботы будут выполнять многую рутинную работу, а они смогут творчески реализовываться. Такие технооптимисты. Я разделяю эти мысли, что с технологиями жизнь поменяется. Только для развития технологий нужны научные открытия. Ещё сейчас появились много замечательных популяризаторов. Сами молодые люди активно пишут статьи, снимают ролики и выступают. Умным стало быть модно.
Многие опасные прогнозы фантастов не сбылись, но самый популярный жанр, тем не менее, остается антиутопия и постапокалипсис. С чем это связано на ваш взгляд?
Хоть есть и оптимизм про будущее, но пессимизма тоже полно. Если в девяностых и нулевых мир глобализировался и казалось, что противостояние ушло в прошлое, то сейчас наоборот, страны стали противостоять друг другу активнее. Уже нет уверенности в завтрашнем дне. Ограниченные ресурсы, стремление накапливать капиталы, богатеть, усиливать влияние, и другие такие моменты приводят к тому, что пессимизм будет увеличиваться. Нужно строить другое общество. Иначе мы дальше будем скатываться в мрачное будущее капитализма. Есть мнение, что мы уже живем в киберпанке. В некотором роде, я даже соглашусь с этим мнением.