Найти тему
Memento mori

"Невозможное сегодня станет возможным завтра"

В минувшие выходные посетила Калугу: сходить в прекрасный музей космонавтики, прогуляться по улочкам и, конечно же, посетить захоронение Константина Эдуардовича Циолковского, чью цитату я вынесла в заголовок этой статьи. Ибо 12 апреля — самое время вспомнить о трудах "дедушки космонавтики", который во многом опередил свое время.

17 сентября 1857 "появился новый гражданин Вселенной, Константин Циолковский" в селе Ижевское Рязанской губернии. Вскоре семья переехала в Вятку. Интерес к техническим наукам у будущего великого ученого проявился с раннего детства: он рисовал чертежи крылатых машин, создавал самодвижущиеся модели. Переболев скарлатиной, мальчик почти полностью оглох, что во многом предопределило его судьбу: получая насмешки от сверстников, он все больше отчуждался, уходил в мир собственных изобретательских фантазий. В 1869 году Константина отдали в Вятскую гимназию, но учеба не задалась, так как он не слышал учителей и катастрофически не успевал по многим предметам (которые были попусту не интересны). Так что уже в 1873 году последовало отчисление за неуспеваемость.

Однако, пусть и бессистемно, мальчик активно занимался самообразованием, и потому отец отправил его в Москву, поступать в Высшее техническое училище. В Москву-то Константин приехал, а вот поступать не пошел. Снял комнатушку, жил впроголодь (на хлебе и воде), ходил в обносках. Все высылаемые отцом деньги, 10 рублей в месяц, тратил на книги и реактивы для опытов. На жизнь оставлял рубль (3 копейки в день на батон хлеба). В 1876 году отец вызвал блудного сына домой.

Модель аэроплана. Циолковский первым предложил обтекаемый корпус
Модель аэроплана. Циолковский первым предложил обтекаемый корпус

Дома пригодилось самообразование: Циолковский начал успешно подрабатывать репетитором, а спустя 3 года сдал экстерном экзамен на звание учителя и был направлен в городок Боровск, что в Калужской области, преподавать арифметику и геометрию.

20 августа 1880 года Константин Эдуардович женился на дочери своего квартирного хозяина, Варваре Евграфовне. Это был брак сугубо практический, о котором позже сам Циолковский писал: "Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась".
В браке родилось 7 детей, но один из сыновей, Леонтий, умер от коклюша в годовалом возрасте. Хотя Циолковский всегда с удовольствием занимался детьми, но атмосфера в семье была далека от идеальной: отец семейства был деспотичен и требователен, мать "тащила" весь быт и очень раздражала супруга, если отвлекала от его занятий. Забегая хронологически вперед, отмечу, что только самоубийство сына Игнатия в 1902 году немного смягчило нрав Циолковского.

Всю учительскую зарплату Константин Эдуардович тратил на свою лабораторию. Он придумывал летательные аппараты: аэропланы и дирижабли.

Первый проект ракеты Циолковского, 1903г.
Первый проект ракеты Циолковского, 1903г.

Научные работы, наполненные расчетами и планами, постепенно приносили призвание и должности, улучшали материальное состояние семьи. В 1892 году Циолковского перевели преподавать в Калугу, где он и прожил до конца своих дней.

К 1903 году Константин Эдуардович окончательно "заболел" космосом и вышел в своих идеях за пределы земной атмосферы. Революция, впрочем, на первое время лишила семью средств к существованию: была отменена правительственная пенсия за заслуги (не так чтобы адресно, просто старые институты соцподдержки рушились, а новые создавать не успевали). Однажды Циолковского даже арестовали, но повезло: вскоре выпустили. И он продолжал трудиться, изобретать, добиваться чтобы его услышали.

В 1919 году умер сын Иван, отравившись испорченной квашенной капустой. А власти наконец услышали ученого к 1921 году: назначили академическую пенсию и серьезно отнеслись к разработкам, а уже в следующем году были выделены средства на постройку действующей модели дирижабля. Модель вышла, как теперь говорят, "сырая", и бюрократический аппарат закрутился: решали, судили, вроде бы решили строить новую модель, потом передумали, так как посчитали разработку неперспективной.

Космическая оранжерея из рукописи "Альбом космических путешествий", 1933г.
Космическая оранжерея из рукописи "Альбом космических путешествий", 1933г.

А Циолковские тем временем продолжали терять детей. В 1922 году умерла от туберкулеза дочь Анна, а в 1923 — покончил с собой сын Александр, находясь в депрессии. Лишь две дочери — Любовь (1881-1957) и Мария (1894-1964) пережили родителей.

Вся история жизни Константина Эдуардовича была историей взлетов и падений, и у меня создается впечатление, что люди просто не были готовы к его идеям. Родился бы он на сотню лет позже... А так - что царские, что советские власти да, признавали его заслуги, и всё на этом. В 1924 году была создана секция межпланетных сообщений при Академии воздушного флота, но быстро ликвидирована как преждевременная. В 1930 году идея создания самолета с воздушно-реактивным двигателем была отвергнута как неэкономичная.

А 19 сентября 1935 года Константин Эдуардович Циолковский скончался от рака желудка, впрочем, в весьма почтенном возрасте 78 лет. Хоронили его при огромном стечении народа, перед этим была создана специальная комиссия, которая и порешила похоронить ученого на центральной аллее Загородного (Пушкинского) парка.

Похороны К.Э. Циолковского 21 сентября 1935г., Калуга
Похороны К.Э. Циолковского 21 сентября 1935г., Калуга

Парк был переименован в парк имени Циолковского. Это название он носит и ныне, а спустя годы, 13 июня 1961 года, Юрий Алексеевич Гагарин неподалеку заложил первый символический память в фундамент будущего Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.

В 1936 году по проекту архитектора Б.Г. Дмитриева на месте захоронения Константина Эдуардовича возвели обелиск.

Парк имени Циолковского в наши дни
Парк имени Циолковского в наши дни

На трех гранях обелиска силами скульпторов И.М. Бирюкова и Ш.А. Муратова создали барельефы: ученый со школьниками, портрет Циолковского и устремленная в небо ракета.

Рядом с обелиском была размещена отдельная надгробная плита, но, судя по всему, это случилось много позже: я не вижу ее на старых фотографиях. Да и надпись на обелиске о первом полете в космос была добавлена, по понятным причинам, уже позже. Ранее на этом месте была цитата:

"Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы земной атмосферы, а затем завоюет для себя все околосолнечное пространство".

Еще пару слов о родных Константина Эдуардовича. Супруга его пережила
на неполные 5 лет и была похоронена не рядом, а на Пятницком кладбище Калуги. В настоящее время место нахождения ее могилы неизвестно. Но на центральной аллее кладбища, почти у самого входа, попалось такое захоронение.

А вот могилу старшей дочери я не нашла, хотя она также похоронена на этом кладбище. Любовь Константиновна прожила жизнь в одиночестве, храня дом-музей отца. Позже заведующим там стал внук ученого, Алексей Вениаминович.

В завершение своего рассказа напишу немного о трудах ученого.

За свою жизнь Константин Эдуардович опубликовал более 100 работ, в основном небольших статей и брошюр, но многое оставалось неопубликованным до 1990х годов. Да и с технической реализацией всех идей человечество сильно отстает. Тем не менее, по праву считается, что именно Циолковский показал людям путь в космос, показал путь, о котором до него толком и не задумывались, не считая редких научно-фантастических романов.

Он первым предложил идею цельнометаллического дирижабля (к сожалению, из-за десятков лет проволочек изобретение попусту успело морально устареть). Он спроектировал аэродинамическую трубу, которую применил для изучения эффектов, проявляющихся при обтекании твёрдых тел (самолетов и ракет) воздушным потоком. Он первым предложил модель обтекаемого аэроплана и высказал идею поезда на воздушной подушке.

А главное — Константин Эдуардович Циолковский первым обосновал возможность полета ракеты в космическое пространство. Разработанная им конструкция до сих пор используется в космонавтике. А еще он придумал спутники и то, как их можно использовать практически; высказал идею создания космических станций; выдвинул идею лунохода.

"Основной мотив моей жизни — сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд".

Константин Эдуардович Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский