Здравствуйте мои уважаемые читатели. За время существования моего канала на платформе Дзен, мне приходилось неоднократно получать комментарии от, наверное, не очень следующих в этом вопросе людей, общий смысл которых сводится к тому, что вот мол, раньше, при царе артистов вообще не хоронили на общих кладбищах. Дескать, они были людьми второго сорта, а сегодня им почет, уважение и самые лучшие места на самых престижных кладбищах.
Конечно это не так. Во времена российского средневековья, на церковных кладбищах действительно не хоронили скоморохов, которых в принципе с натяжкой можно назвать артистами. Однако столь неприязненное к ним отношение со стороны, как государственной, так и церковной власти объяснялось главным образом тем, что они, по сути, были «людишками, безбожными, срамными, бродяжьими и разбойными». Иначе говоря, это были те, кого сегодня принято называть бомжами, которых и сегодня хоронят на самых дальних кладбищах , на отдельных участках, без всяких церемоний.
Профессиональные же актеры, появившиеся в России примерно на рубеже 18 – 19 веков, часто были людьми весьма успешными, почитаемыми и богатыми. Особенно это касалось актеров Императорских (государственных) театров. На Ваганьковском кладбище сохранилось достаточно много захоронений служителей Мельпомены живших и радовавших своим искусством публику сто и более лет назад. Получилось так, что как минимум двое из них разделили свой последний приют со звездами советского кино, которые никоим образом небыли их родственниками.
Рославлева Любовь Андреевна (1874-1904)
Русская балерина. Солистка Императорского Большого театра.
Родилась в городе Егорьевске Рязанской губернии. Её отец был военным, а дед предводителем уездного дворянства.
Училась в императорском Московском театральном училище, на балетном отделении, которое блестяще окончила в 1892 году и сразу же была приглашена в Большой театр, где тогда творил великий Мариус Петипа.
Была первой исполнительницей партий Авроры в балете «Спящая красавица» Чайковского и Дульсинеи в «Дон Кихоте» Минкуса. Всего на сцене Большого исполнила более 10 партий.
В 1901 году с огромным успехом выступала на сцене Императорского Мариинского театра в Петербурге. Была первой исполнительницей «фуэте по диагонали» эффектного вращения в дальнейшем ставшего одной из отличительных черт русской балетной школы.
В 1902 году участвовала в гастролях в Монте-Карло и варшавском Большом театре. Скончалась в 1904 году после неудачной хирургической операции. Похоронена на 12-м участке Ваганьковского кладбища.
Её муж актер Императорского Малого театра
Садовский Пров Михайлович (1874-1947)
установил на могиле любимой жены памятник в виде креста из белого мрамора, обнес участок чугунной литой оградой и по всей видимости хотел в дальнейшем быть похороненным рядом с ней. Однако годы шли. Садовский продолжал служить в Малом театре. В советское время он стал не только известным актером, но и режиссером, а в последние годы жизни возглавлял один из старейших русских театров.
Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, орденоносец, Пров Михайлович Садовский скончался в 1947 году и был согласно своему статусу похоронен на Новодевичьем кладбище.
Место рядом с супругой, так и осталось незанятым. По действующему законодательству, если у покойного нет родственников, на которых документально оформлено место на кладбище, через 20 лет могила может быть предоставлена под захоронение другого человека. Когда в марте 1981 года встал вопрос о предоставлении места под захоронение скоропостижно скончавшегося на съемках в Киеве Олега Ивановича Даля, администрация кладбища предложила его родственникам вариант, с подхоронением рядом с чужой ему, по сути, женщиной.
Теперь рядом с Олегом Ивановичем похоронены его жена и теща
Здесь всегда цветы и порядок поддерживаемый работниками кладбища, а значит, частичка памяти достается и забытой сегодня звезде русского балета, погасшей почти 120 лет назад
Решимов Михаил Аркадьевич (1845 – 1887)
Сегодня имя этого актера Императорского Малого театра знают разве что историки русского театра, но в свое время он был достаточно известен и популярен. Уроженец Рязани, сын актеров местного театра, он с детства готовил себя к профессиональной сцене. Театральную карьеру начал в труппе известного провинциального антрепренёра Медведева.
В середине 60 –х годов 19 века приехал в Москву и поступил на учебу в «Артистический кружок», которым руководил известный в то время актер и драматург Н. Е. Вильде.
В 1869 году с успехом дебютировал на сцене Малого театра в роли Глумова — главного героя пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Не следует забывать, что в то время ещё был не только жив, но и полон творческих сил Александр Николаевич Островский, который сразу же обратил внимание на молодого актера и всячески благоволил ему.
В дальнейшем он блистал в ролях Паратова из «Бесприданницы», Мерича из «Бедной невесты», Бакина из «Талантах и поклонниках» и других спектаклях поставленных по пьесам мэтра русской драматургии. Кроме того Михаил Решимов играл Хлестакова в «Ревизоре», Чацкого и Молчалина в «Горе от ума» и был занят практически во всем репертуаре Императорского Малого театра.
К сожалению, он прожил короткую жизнь, всего 42 года. В сентябре 1887 года актер Императорского Малого театра скончался от чахотки и был похоронен на втором участке Ваганьковского кладбища.
Честно сказать я не знаю тот ли это памятник который был установлен на могиле изначально, или более поздняя стилизация, но во всяком случае смотрится вполне в соответствии с классическими надгробиями 19 века. Очевидно, родных у актера не было, но могила не затерялась и спустя почти сто лет после смерти артиста Императорских московских театров, в его ограде был похоронен Народный артист СССР
Андреев Борис Фёдорович (1915-1982)
Думаю, что этот артист не нуждается в особом представлении. Его слава началась ещё до Великой Отечественной войны, а фильмы «Трактористы», «Истребители», Два бойца», «Большая семья», «Илья Муромец», «Оптимистическая трагедия» и многие другие навсегда вошли в сокровищницу отечественного и мирового кино. Историю о том, как в 1965 году Народный артист Советского Союза Борис Федорович Андреев официально отказался, от положенного ему по статусу места на престижном Новодевичьем кладбище в пользу своего ближайшего друга Петра Алейникова знают все. Об этом много раз писали газетах и интернете, а так же говорили в разного рода ток шоу. Но почему то нигде не говорят и не пишут, что после того как всенародно любимый актер скончался в апреле 1982 года, для него не нашлось даже индивидуального места захоронения на Ваганьковском. Он был похоронен на втором участке старинного некрополя в ограде Михаила Аркадьевича Решимова, о котором я писал выше.
Позже вместе с ним были погребены жена и сын
Могила Бориса Федоровича находится в стороне от основных маршрутов, которыми водят экскурсии и даже не все работники кладбища знают её место расположения. Поэтому мои уважаемые читатели я позволю себе попробовать описать путь к месту последнего покоя двух замечательных актеров живших и игравших в разное время и даже в разных столетиях, но оказавшиеся рядом на старинном московском некрополе.
Войдя на кладбище нужно пройти по центральной аллее до храма и свернуть направо на Церковную аллею. От заметного памятника клоуну Леониду Енгибарову нужно пройти вперед до первого поворота направо. Могила Бориса Андреева находится слева в глубине участка примерно напротив поворота.
На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Прежде чем пожелать вам всего доброго хочу сообщить, что недавно созданный мною Дзен канал «Кремлион» признан администрацией неинтересным и недостойным их замечательной платформы. Поэтому всех кого интересует история нашей страны, я приглашаю посетить сайт
"Кремлион". История русских правителей от Владимира Ясно Солнышко до Владимира Владимировича Путина
Ну а теперь всего вам доброго и до скорой встречи.