Мне кажется, что каждый человек в современном мире знает о великом лайнере «Титанике», который отправился в свой первый и единственный рейс из которого он не вернулся никогда. Кому-то он хорошо знаком по знаменитому фильму Джеймса Кэмерона, кому-то по газетным футболкам и колодой карт из девяностых, ну а кому-то по журналу «Все звезды» все из тех же девяностых и начала двухтысячных годов. И лишь некоторые люди знают об этом корабле чуть больше, чем те, кто вдохновлен романтической историей Джека и Розы.
Я была вдохновлена фильмом, который моя мама взяла напрокат в видео салоне. Это был конец 1999 года. С того самого момента началась моя любовь не только к самому творению Джеймса Кэмерона, но и к лайнеру. События, которые произошли с пассажирами, гораздо страшнее и печальнее, чем художественное воспроизведение. Я много читала о самом «Титанике». Мечтала, и до сих мечтаю об экспедиции к останкам корабля. Но это уже совсем другая история. Итак, давайте вернемся к самому «Титанику».
«Титаник» был заложен 31 марта 1909 года. Борясь за господство в Атлантике в начале XX века, исполнительный директор «White Star Line» Джозеф Исмей обратился к Уильяму Пирри, партнеру судостроительной компании «Harland & Wolff» из Белфаста. В первые годы ХХ века трансатлантические рейсы приносили огромную прибыль. Ведь тысячи эмигрантов каждый день покидали Европу, веря в ту самую «американскую мечту». А замысел партнеров был прост! На свет должны были появиться три шикарные гигантские ультрасовременные лайнеры. Они должны были обгонять всех своих соперников! И с точки зрения водоизмещения, и с точки зрения роскоши и комфорта. Имена лайнерам были выбраны соответствующие: «Олимпик», «Титаник» и «Британник». Главного героя этой истории и назвали в честь титанов! Которые, посягнули на власть богов-олимпийцев и потерпели неудачу, как всем известно из уроков истории.
Чертежи будущих лайнеров были одобрены 29 июля 1908 года. Титаник» и «Олимпик» строились вместе в одном цеху. В строительстве участвовали более трех тысяч рабочих. И все же «Олимпику» было суждено отправиться первым в путешествие. После нескольких его рейсов, в планировку «Титаника» внесли несколько корректировок. Так добавились несколько новых кают, прогулочная палуба получила защиту от непогоды, а так же появилось уютное кафе «Паризьен» и люкс апартаменты.
«Титаник» стал воплощением главной ее приметы: небывалой скорости и размаха! С новейшими паровыми машинами и громадными котлами, «Титаник» мог достигать 42 километров в час. Все это вызывало небывалый ажиотаж! Все ожидали, что лайнер побьет скоростной рекорд и пересечет Атлантику быстрее «Мавритании». В газетах то и дело появлялись громкие заголовки: что длина «Титаник» равна трем кварталам, а высота двигателя могла сравниться с трехэтажным домом, и что лайнер оснащен двойным дном и водонепроницаемыми отсеками, что делало его непотопляемым. Однако на деле, все оказалось куда печальнее. Ничего из этого не смогло уберечь счастливых обладателей билета на первый рейс от неминуемой и страшной гибели…
При спуске, чтобы сдвинуть «Титаник» с места, на стапель нанесли 23 тонны паровозного масла, рыбьего жира и жидкого мыла — в конце концов, корпус гигантского судна оказался на плаву.
И вот настал тот день. 10 апреля 1912 года.«Титаник» покинул портовый городок Саутгемптон и отправился в Нью-Йорк, едва не столкнувшись с пароходом с таким же именем. Капитаном корабля был выбран Эдвард Джон Смит. Его стаж был более 25 лет. И этот первый рейс «Титаника» должен был стать последним рейсом самого капитана перед выходом на пенсию. С этого момента начался неминуемый отсчет до такой же неминуемой гибели лайнера и его пассажиров.
Эта маленькая предыстория начало порождения множества догадок, вопросов и размышлений. Я часто задумываюсь о том, а чтобы сделала я в тех обстоятельствах? Смогла бы спастись? Или утонула бы блуждая в запутанных коридорах на нижних палубах? Ах, эта извечная частица «бы»…
На борту «Титаника» находилось 2208 человек, когда он отчалил от берегов Саунтгемптона. Стоит отметить, что список пассажиров был впечатляющий: на лайнере собрались сливки британского и американского высшего света! Среди пассажиров первого класса были миллионеры: Джон Джекоб Астор, Шарлотта Кардеза и Бенджамин Гуггенхайм, глава «White Star Line» Джозеф Исмей, владелица модного дома Люси Дафф Гордон, актриса немого кино Дороти Гибсон (которой было суждено не только выжить в катастрофе, но и сыграть главную роль в киноленте «Спасшаяся с „Титаника“»), основатель сети универмагов Macy’s Исидор Штраус, популярный писатель Жак Фатрелл, активистка Маргарет «Молли» Браун, победитель Уимблдонского турнира Карл Бер и другие состоятельные и знаменитые личности.
До того как «Титаник» столкнулся с айсбергом, никто не мог и представить себе такого столкновения, которое могло так или иначе повредить 90 метров (1/3 общей длины) подводной обшивки судна….
Ведь не столь затратная, на стадии проектирования установка двойного борта не позволила бы лайнеру уйти на дно от такого столкновения.
Быть может решили сэкономить? Логичный вопрос, но ответ совсем неожиданный. Нет, вовсе не сэкономили! Просто ведь такого раньше ни с кем не случалось, а если и случалось, то это лишь единичные случаи.
Никто не задумывался, что такой большой лайнер может затонуть от простого столкновения с чем-то менее, чем за 3 часа. Никто и предположить тогда не мог, что шлюпки понадобятся не как челноки, а как полноценное средство спасения! И даже в самом страшном сне никто и думать не думал, что другое судно подойдет лишь тогда, когда в абсолютно новых, практически никем нетронутых каютах на глубине 3760 метров будут обживаться бактерии…
Я не буду здесь продолжать хронологию событий. Всем давно известно, что в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года непотопляемый лайнер столкнулся с айсбергом. Фатальный удар буквально вспорол «Титаник» не оставив надежды ни его пассажирам, ни ему самому. Увы. Эта обреченность поражает. Кораблю было суждено стать призраком бездны, о котором будут говорить не одно десятилетие. Каждый год исследователи приводят кучу теорий от чего затонул на само деле лайнер. Начиная от пожара в угольной шахте, заканчивая проклятием мумии. Я же скажу вам так, когда случается любая масштабная трагедия, мы не можем поверить в это. Мы начинаем анализировать, искать мистические совпадения или знаки, пытаемся понять а что было бы, если бы… и вот возвращаемся к той самой частице «бы», которая и не дает нам покоя. Я придерживаюсь той теории, что виной всему человеческий фактор, совокупность ошибок и принятие некоторых решений. Я не берусь утверждать, что я права. Но то, что айсберг стал виной гибели великого лайнера остается для меня невероятным фактом…
Сочетание событий той страшной ночью, каждое из которых не представляло что-то страшное, привело к катастрофе, которая забрала 1496 жизней. Можно на этом остановиться и закончить свой поток мыслей. Ибо история этого лайнера меня поглотила. Я дошла до того, что нашла сайт в котором шла опись каждого мертвого найденого тела, описания вещей, которых были при нем и страшных фотографий… пусть память никогда не даст уйти в пучину бездны тем, кто остался на том лайнере навечно…