Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки , на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, - она была поистине «обителью», - тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.
История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, - «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее. Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон:
" Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ". Сейчас в монастыре есть памятник митрополиту Платону, благодаря которому он стал учительным и там появилась семинария и необходимые для её работы постройки.
История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи.
Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново. В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям мирских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 г.), и Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654 году. В 1674 году возводится еще один каменный храм - в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. Самый большой собор в монастыре, Иверский, построен уже в 20 веке. В 1928 году монастырь был закрыт и использовался под хозяйственные нужды.
8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Сразу же после этого пришли сюда верующие во главе с протоиереем Владимиром Чувикиным, настоятелем храма. Это были певчие и прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в селе Алексеевском (ныне близ метро ВДНХ). Молились, читали акафисты, трудились. Первая служба — мефимоны — была совершена во вторник первой седмицы Великого поста 6/19 февраля, настоятель храма протоиерей Владимир совершил освящение малым чином храма святителя Николая. Богослужение было начато вечером того же дня, т.е. в канун Лазаревой Субботы, как бы в знак воскрешения обители, — и с тех пор, не прерываясь, совершается ежедневно и по сей день.
Однажды я оказался в обители почти перед самой Пасхой. У меня возникло желание остаться там на службу. Это было в Великий четверг, когда вечером читаются двенадцать страстных Евангелий Господа нашего Иисуса Христа. Конечно, мало, кто из мирян посещает все службы Страстной седмицы - для этого надо брать небольшой отпуск - но на двенадцать Евангелий ходят многие, о чём свидетельствует большое количество людей с горящими фонариками в общественном транспорте. Есть такая благочестивая традиция - приносить домой огонёк от свечи или лампады, горевшей всю эту службу, и переносить этот огонёк на домашнюю лампаду.
На самом деле канонических Евангелия – четыре, и из них выбраны двенадцать мест, повествующих о страданиях Христа на кресте. Служба эта идёт по особому чину, и в моменты чтения Евангелия прихожане зажигают свечи, которые держат в руках. Именно на такую службу я и решил остаться. Обычно я эту службу стою в Даниловом монастыре, там она продолжается около трёх часов – чуть дольше, чем в некоторых приходских храмах. На это же время я и рассчитывал в этом монастыре, но не учёл того, что здесь есть семинария…
Предварительная часть службы длилась целый час. Учащиеся семинарии были активно задействованы в богослужении, и за ними было очень интересно наблюдать. Было примерно понятно, студент какого курса читает или поёт ту или иную молитву. Первый и второй курс читали и пели ещё не до конца уверенно, в них чувствовалась какая-то трогательная детскость. Старшекурсники читали уже хорошо поставленными голосами будущих батюшек и внушали веру на достойное продолжение дела своих наставников.
Так прошёл первый час службы, начавшейся в пять часов вечера. В шесть часов в храме появилось много батюшек, и они по очереди стали читать страстные Евангелия. Между чтениями Евангелия читали и пели молитвы семинаристы и хор обители. Это было похоже на многодетную семью, в которой самые важные молитвы читает папа, старшие дети читают молитвы покороче, и совсем лёгкие и короткие вычитывают младшие дети.
Служба шла своим чередом, в центре храма стояло распятие, алтарь на этой службе не открывался, и вот почти под конец чтения перед распятием вышли три семинариста, одетых в традиционные для семинаристов чёрные костюмы. Настал черёд для пения «Разбойника благоразумного». Это особый момент службы, повествующий о покаянии распятого рядом с Христом разбойника и обещании Господа взять его за это в рай. - Разбойника благоразумного, - под сводами храма зазвучал хорошо поставленный бас раскатисто и мощно. -Разбойника благоразумного, - подхватил тенор, чистый и красивый, как луч света заходящего солнца. - Разбойника благоразумного, - было пропето высоким дискантом, пронзительным и звучным.
И три разных, но при этом чистых и красивых голоса, сливаясь и разделяясь в определённые моменты песнопения, пропели молитву перед распятием. Закончив петь, молодые люди развернулись, поклонились священникам и ушли на клирос. « Придёт время, и мне захочется об этом написать очерк или рассказ», – подумал я, на секунду отвлёкшись от молитвенного переживания страстям Христовым - и содрогнулся от другой мысли: «Христос не мог уйти с креста пораньше. Прости нас Господи за то, что мы иногда покидаем службу, пользуясь дарованной нам свободой». Мы либо физически покидаем храм, либо начинаем блуждать разумом по разным мирским заботам.
Служба шла дольше, чем я привык, и телесная немощь давала себя знать, но увиденное меня очень вдохновило. Сбылись слова митрополита Платона, и учительская традиция здесь не прервалась! На моих глазах в церковь входило новое поколение верующей молодёжи, уверенно и твёрдо, готовой следовать за Христом и продолжать дело своих боголюбивых наставников.
Сейчас обитель имеет статус приходского храма и называется Патриаршим подворьем храмов Николо-Перервенского монастыря. Паломники с удовольствием и большим почтением знакомятся с обширным комплексом монастырских храмов и строений, которые полностью восстановлены.
Проехать сюда можно от метро Печатники или Текстильщики автобусами 30, 161, 292,703,736 и маршруткой 438,524 до остановки «Николо – Перервинский монастырь».
В монастыре действуют семинария, воскресная школа, просветительские курсы для взрослых и православный театр, есть большая церковная лавка.