Я иногда на улице слышу такие высказывания о плохом поведении ребенка: «Ой, какой невоспитанный!». Не спешите судить. Возможно тут большие проблемы не с поведением, а с отклонениями в развитии. Очень часто я сталкиваюсь с детьми с РАС. Но и они бывают разные.
Работать с ними сложно. Еще сложнее с родителями. Но начинать нужно именно с них. Очень часто они ждут и надеются, что ребенок начнет развиваться нормально, как их сверстники. Бывает надеятся до последнего. Проходит год, другой, а у них мысль: - А вдруг… У таких детей долгий путь реабилитации. Он может продолжаться всю жизнь.
Важно не терять время, все же работать. Работать вместе, сообща.
Я встречала реакцию отрицания. Нет, это не про моего ребенка. Бывало, что родители хотели скрыть диагноз. А была мама в слезах. Не понимала за что ей это такое. Я бы назвала это самобичевание.
У меня была девочка, которая бегала кругами. Бегала, бегала, бегала… Я думаю, что ей в таком состоянии было просто комфортно. Помогла мама. Она рассказала, что её дочь любит воду и пластилин.
Я принесла большой контейнер с водой. Далеко не сразу она села за стол. Больше подбегала посмотреть, а потом снова убегала по своему кругу. Я в воде купала уток, мячи, кубики. Остановки становились все длиннее. В один момент она села рядом с контейнером. Рассказываю я быстро, но на это потребовалась практически вся зима.
Потом в этой воде мы выучили буквы, стали складывать слоги, произнесли первые короткие слова.
Пластилин ребенка тоже успокаивал. Через пару лет она лепила часами. Мы выучили всех животных леса, домашних животных. Делали макеты времен года, школы, макеты к рассказам.
У таких детей особенности с речью. Часто аутисты говорят в третьем лице – бабушка сел, папа пошла. Путают предлоги - за, над, перед, под.
Мы дошли до того, что словарный запас был довольно большой. Но связной речи так и не было. Потихоньку это поддавалось коррекции. Это был долгий и большой труд всех. Фраза «На ручку» далась через пару лет.
Детей девочка не любила. Так я думала. Нет, такие дети тоже хотят общения. Она просто не играла с ними, любила быть одна. Сама себя занимала игрой.
Вещи лежали в определенном порядке. Если его нарушить, была истерика. У ребенка было настоящее горе. Это её мир. Он так устроен и никак иначе. Нельзя его нарушать.
Именно поэтому все новое, в плане учебы давалось с трудом. Например, она научилась складывать и вычитать числа. Даже в столбик. Но через десяток мы так и не перешли. Ведь это другой алгоритм счета. Были истерики. Поэтому сложно предлагать что-то новое. Сначала нужно договориться и посмотреть на реакцию. А потом только начинать вводить это.
Проблемы с поведением ее преследуют, по словам мамы, до сих пор. Сложно с ней ходить в магазин. Хочу и крик. Трудно объяснить, почему кричит подросток. Поэтому не судите, если увидите что-нибудь подобное.
Еще она не выдерживает шумовую нагрузку. Затыкает уши и начинает кричать. Я читала, что аутисты слышат все звуки громче, чем нормально развивающиеся дети.
Однажды я включила физкульминутку. Лучше бы я этого не делала… Наука на всю оставшуюся жизнь.
Я преклоняюсь перед этой мамой, которая воспитывает дочь с диагнозом аутизм. Старается привезти ее на занятия. Ухаживает за ней. Даже живет с каким-то оптимизмом.
В заключении хочу пожелать всем здоровья и быть терпимее друг к другу.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите комментарии.