Мы продолжаем рассказывать о талантливых российских художниках, финалистах и полуфиналистах всероссийского Фестиваля «Время, вперёд!», чьи работы были представлены в рамках масштабной групповой выставки «Искусство труда» в Западном крыле Новой Третьяковки в разные годы. Мы пообщались с Павлом Злобиным, полуфиналистом 3 сезона Фестиваля.
Павел, расскажите немного о себе. Есть ли в семье творческие люди? С чего начался ваш творческий путь?
Мои родители родом из Кировской области, но так получилось, что из лесных краёв их судьба занесла в заволжские степи города Палласовки Волгоградской области, где я и родился в 1979 году. В моей семье, железнодорожника и бухгалтера, я единственный пошёл по творческому пути.
С юных лет мечтал быть художником. В детском садике очень любил рисовать животных. Было однажды, что помогал воспитателям оформлять плакат к 9 Мая. Учась в образовательной школе, любил рисовать портреты известных людей. Меня мама всегда поддерживала мое увлечение изобразительным искусством, за что всегда буду ей благодарен.
В 10 лет родители записали меня в художественную школу. Я был очень рад тому, что моя мечта, стала на еще один шаг ближе к осуществлению. За время обучения в художке овладел основными навыками рисунка и живописи, а также познал атмосферу коллективного творчества. После окончания образовательной школы поступил в Волгоградский государственный педагогический университет (ныне ИХО при ВГСПУ) на кафедру «Рисунка и живописи» факультета «Искусств». На последнем курсе университета начал участвовать в городских выставках, а это уже возможность почувствовать себя почти настоящим художником. После окончания вуза вернулся в свой родной городок. В нем я устроился работать преподавателем художественного отделения в Палласовскую детскую школу искусств, где продолжаю работать и сегодня.
В своем городе я стал активно принимать участие в местных выставках, что подстегнуло активно заниматься творчеством. Но для меня как начинающего художника мало было экспонировать на местном уровне, и поэтому старался принимать участие в различных проектах в городе Волгограде. Моя активность в выставочной деятельности привела меня в члены Творческого союза художников России и члены Профессионального союза художников. Моё членство в ТСХР позволило более широко себя проявить в творчестве и расширить пространство моего участия до Всероссийских и Международных выставок.
Одна из самых значимых экспозиций, в которых я принимал участие – проект «Памяти великого художника», посвящённый 100-летию со дня рождения народного художника СССР, скульптора Кибальникова Александра Павловича. Выставка проходила в 2012 году в городе Москве в выставочных залах МВК МАХЛ РАХ. В процессе подготовки её лично познакомился с дочерью советского скульптора Валентиной Александровной Кибальниковой. По завершению этой выставки я подарил Валентине Александровне портрет её отца, который был специально написан для Москвы.
С 2014 г. по 2015 г. принимал участие в Международном выставочном художественном проекте «Золотой век» русской литературы. Выставки проходили в Москве, в Тегеране, в Дрездене, в Братиславе, в Неаполе, в Гамбурге, в Нью-Йорке и Вашингтоне.
За 25 лет принял участие в более 100 выставках разного уровня, из которых 7 персональные. Мои работы демонстрировались в Тюмени, в Самаре, в Казани, в Симферополе, в Магнитогорске, в Саратове, в Нижнем Новгороде, в Китае и Великобритании.
С 2016 года являюсь куратором патриотического выставочного проекта «Победители» — экспозиции этого проекта проходят ежегодно в городе Волгограде.
Как вы узнали о Фестивале «Время, вперёд!»? Чем вас привлекает тема труда?
Меня всегда восхищали работы советских художников. Их простота, жизненность и грандиозность замысла, что невозможно пройти мимо этих работ. И когда узнал о фестивале «Время, вперёд!» из Интернета, то сразу решил участвовать. Очень захотелось написать картину про труд в стиле соцреализма. Тема труда в искусстве — это про людей, которые создают комфорт своим нелегким и нужным трудом. Тем более писать про труд посчитал актуальным на сегодняшний день, когда в России производство в промышленности и сельском хозяйстве набирает темпы с каждым годом.
Спасибо организаторам этого Фестиваля, что дали возможность многим художникам показать себя. Пусть не все попадают на выставку и не все становятся победителями, но главное, что большое количество художников вовлечено в процесс создания картин на тему труда. Тем самым мы все вольно ли невольно популяризируем его в нашей стране.
Какие работы вы представляли на выставке «Искусство труда»?
В 3-й сезоне это была моя работа «Северная вахта».
Что, на ваш взгляд, не хватает Фестивалю? Что бы вы хотели изменить?
На мой взгляд, организаторы Фестиваля молодцы, которые проделывают большую работу по отбору работ на финальную выставку. Очень хорошая задумка с поездками на заводы художников, где можно с натуры написать реальную трудовую атмосферу. Было бы прекрасно, если бы финальную выставку увидело больше людей в разных городах России. Не каждый имеет возможность приехать специально в Москву, чтобы посмотреть выставку фестиваля «Время, вперёд!». Ведь произведения про труд должны стать одними из самых приоритетных в нашей стране. Человек труда должен быть героем нашего времени, а не блогеры соцсетей и звезды шоу-бизнеса.
Стоит ли художникам участвовать в Фестивале «Время, вперёд!»?
Я не первый раз принимаю участие в этом Фестивале, и интерес писать про труд с каждым новым сезоном не уменьшается. Меня просто увлекает сам процесс создания картины. Поэтому советую всем обязательно. Неважно пройдёте вы отбор на финальную выставку, но дать возможность выразить себя в теме про труд имеет смысл. Конечно, нужно постараться сделать интересную работу, чтобы её заметили и оценили среди сотни других.
Если бы у вас был один свободный день, который можно было бы провести в культурной институции, куда бы вы пошли? Третьяковка, Центр современного искусства Винзавод, Эрмитаж, Гараж, Пушкинский, другой вариант? Почему?
В Москве частенько бываю, но так получилось, не был ни разу в ГМИИ им. Пушкина, ни на Винзаводе, ни в Гараже. Хотя я про них знаю из Интернета. В Третьяковской галерее был не один раз. Думаю, что следующий раз, когда буду в Москве, обязательно схожу в Пушкинский. Также постараюсь посетить Винзавод и Гараж.
Расскажите о своей любимой работе из вашего личного портфолио.
Для меня, как автора своих работ, трудно сказать, какая из них любимая или не любимая. Скорее правильнее будет сказать про работы, которые нашли отклик среди зрителей на выставках. Это, например, «Егор Бородин», холст, масло 2019 г. Картина была написана в память о родном дедушке. В 1941 году Егор Бородин был призван в 355-ю стрелковую дивизию Кировской области. Вся дивизия была отправлена к основным силам 39-й армии, перед которой ставилась задача оборонять Москву от немцев. Дивизия расположилась в Тверской области у деревни Рябиниха Торжокского района, где были сосредоточены основные силы фашистской армии. В декабре 1941-го при прорыве немецких укреплений у деревни Рябиниха практически вся 355-я стрелковая дивизия погибла, и большинство призванных этой дивизии стали без вести пропавшими, как и мой дед. Захоронением погибших солдат занимались местные жители, которые зарывали в ямы до 200 мертвых бойцов, при этом список захороненных не велся.
Фестиваль «Время, вперёд!» начал свою работу в 2018 году. Его идеологом стал промышленник, общественный деятель, совладелец завода Ростсельмаш Константин Бабкин. Главная цель проекта - расширить представление аудитории о том, что такое труд, обратить внимание зрителя на жизнь, быт и окружение простого рабочего человека. В конце каждого сезона организаторы Фестиваля проводят выставку «Искусство труда», куда входят работы финалистов и полуфиналистов конкурса среди художников, профессионалов и любителей, со всей страны.
С 10 февраля по 31 августа 2023 года открыт прием заявок от художников и скульпторов на участие в 5 сезоне Фестиваля!