Классно, когда забытый альбом вдруг «выплывает» из прошлого, обретает заслуженное признание и даже вдохновляет автора на новые свершения. Именно так случилось с удивительной пластинкой бразильского музыканта Артура Верокаи, которая долгие годы ходила в дорогостоящих раритетах.
Будущий гитарист, композитор и аранжировщик Артур Верокаи родился в Рио в 1945 году. Его музыкальная «диета» состояла из различных элементов: от Баха, Фрэнка Заппы и Chicago до непременных джаза и босановы.
Первая песня молодого автора вышла в свет в 1966 году. Это была «Olhando o Mar» в исполнении бразильской звезды Лени Андраде:
В течение нескольких лет Артур Верокаи проводил свободное время вне основной работы в качестве инженера-строителя, создая аранжировки. К концу 1960-х он полностью посвятил себя музыкальной карьере, работая в театре и сочиняя музыку для телешоу.
Блестящими аранжировками Артура Верокаи пользовались, например, Иван Линс и Хорхе Бен:
К авторскому альбому Артур Верокаи пришёл в ходе работы в качестве аранжировщика для небольшого лейбла Continental. В 1972 году руководство компании предоставило музыканту полную творческую свободу, чтобы тот смог воплотить в записи своё уникальное видение.
Пластинка длился менее получаса, соединяя в единый поток бодрую бразильскую поп-музыку на основе самбы с соулом и фанком, проникновенным фолком и джазовой фразировкой. Ансамбль из двух десятков струнных инструментов — двенадцать скрипок, четыре альта и четыре виолончели — в сочетании с клавишными добавляет альбому черты роскошного саундтрека.
Певица Селия, чей альбом Верокаи также спродюсировал в том же году, украсила своим вокалом трек «Seriado». Лидер Banda Black Rio Обердан Магалхаес добавил голос флейты к непринуждённой «Sylvia»:
«Na Boca Do Sol» подытоживает настроения возвышенной, элегантной коллекции композиций менее чем за три минуты:
Альбом был выпущен в непростые времена авторитарной военной диктатуры, правившей в Бразилии на протяжении более 20 лет с 1964 года. Представления репрессивного режима о свободе самовыражения резко расходились со стремлениями творческих людей. Альбом содержал в себе всё, что осуждалось правительством: глубокую музыку, сотканную из вредных для молодёжи влияний, и насыщенные метафорами тексты.
Сам Верокаи рассказал, что ему приходилось играть со смыслами, чтобы чтобы обойти цензуру и выразить своё отношение к происходящему. Например, песня «Presente Grego» («Греческий дар») намекала на Троянского коня: сомнительный дар, который преподнесла Бразилии диктатура.
Несмотря на превосходный материал, пластинка продавалась удручающе. Разочарованный Верокаи забросил сложные аранжировки и сосредоточил усилия на музыке для рекламы.
Оригинальных копий альбома сохранилось крайне мало, они стали дорогостоящей коллекционной редкостью. Лишь в 2003 году лейбл Luv N' Haight переиздал раритет на радость ценителям.
На волне интереса в 2007 году известный британский лейбл Far Out Recordings предложил Артуру Верокаи записать новый альбом в компании легендарной группы Azymuth. Звучит удивительно свежо! Через три года музыкант выпустил отменную концертную пластинку. Кажется, годы вовсе не сказались на его способности писать мечтательную, светлую и изобретательную музыку!
Спасибо за внимание!