Найти в Дзене

Президент Чувашии № 0, или Юхма Мишши о Николаеве Семёне Николаевиче

Оглавление

Был такой Семён Николаевич Николаев — чувашский эсер, депутат Всероссийского Учредительного собрания, белоэмигрант, сотрудничавший с нацистами. В годах 2014-2015 об этом человеке поведал интересный и невероятный рассказ известный чувашский писатель Юхма Мишши.

Краткая биография Семёна Николаева

Происхождение

С. Н. Николаев родился 20 апреля 1880 года в деревне Начар-Убеево в чувашской крестьянской семье. В 1901 году он окончил Симбирскую чувашскую учительскую школу. В 1903 году поступил в Симбирскую духовную семинарию, которую окончил в 1906 году. В 1906 году участвовал в съезде чувашей, где была создана чувашская организация эсеров; был избран секретарём её комитета. После семинарии поступил в Казанский университет на юридический факультет, который окончил в 1910 году. Работал присяжным поверенным, служил в Симбирском окружном суде в должности секретаря гражданского отделения суда и судебного следователя. В 1915 году направлен в школу прапорщиков при Павловском военном училище; на военной службе с 1915 по 1917 год; служил в Симбирске в 142-м пехотном запасном полку. Летом 1917 избран мировым судьёй по Чебоксарам.

Семён Николаевич Николаев
Семён Николаевич Николаев

В ноябре 1917 года избран депутатом Учредительного собрания от чувашского населения Симбирской губернии. Был заведующим чувашским подотделом Симбирского губернского комиссариата просвещения (март-июль 1918). После взятия большевиками Симбирска уехал в Самару; там его избрали секретарём Комитета членов Учредительного собрания (Комуча); был начальником канцелярии Комуча в Самаре с августа 1918 года. В дальнейшем переехал в Екатеринбург, в котором 18 ноября 1918 года был арестован и отправлен под конвоем в город Уфу, где был отпущен на свободу. В Уфе в декабре 1918 года был арестован колчаковцами и отправлен в тюрьму города Омск, где сидел до 27 декабря 1918 года. После освобождения выехал во Владивосток, где работал в окружном суде (март 1919). Был товарищем (заместителем) управляющего делами юстиции Приморской земской управы, мировым судьёй 2-го участка Владивостока (1920). В 1921 году — член Учредительного собрания ДВР. В январе 1922 года эмигрировал из Владивостока на пароходе «Альмерия», и в конце марта 1922 года прибыл в Чехословакию.

В Праге был членом Союза русских студентов в ЧСР; работал секретарём, руководителем Общей канцелярии Земгора, созданного для оказания помощи российским эмигрантам в Чехословакии. Был секретарём образованного в Праге областного комитета заграничных организаций ПСР (1923—1929). С 1924 года — член Совета Института изучения России (Прага). Входил в Бюро Русской юридической консультации Земгора (с 1926). Участвовал в качестве секретаря областного комитета партии в Парижском съезде эсеров в начале мая 1928 года. В эмиграции встречался с А. Ф. Керенским. В 1927—1935 годы писал статьи антисоветского содержания для белоэмигрантских изданий. Был заведующим Русской народной библиотекой-читальней Земгора (1929—1945). В Праге С. Н. Николаев жил в районе Винограды, на улице Кладска в доме № 3.

На службе гитлеровской Германии

В период немецкой оккупации Чехии (Протекторат Богемии и Моравии) Семён Николаев сотрудничал с пражским Русским свободным университетом (РСУ), находившимся с 1940 года под управлением немецкого Карлова университета и подчинявшимся Управлению делами русской эмиграции в Берлине (УДРЭ).

В новых условиях Совет Общества "Русской библиотеки" принял решение о вхождении учреждения в состав Русского свободного университета. РСУ в 1942 году переименовано в Русскую учёную академию. В 1944 году в Русской учёной академии С. Н. Николаев, в частности, читал лекцию на тему "Владивосток и его значение".

В 1944 году Семён Николаев дважды встречался с деятелем чувашской секции «Идель-Урал» коллаборационистом Фёдором Паймуком (Блиновым). Фёдор Блинов был уроженцем чувашского села Кошки-Куликеево, расположенного в 8 км от родной деревни Семёна Николаева.

Первая встреча с Фёдором Паймуком произошла в конце марта 1944 года (в этот период Красная Армия выдавливала фашистов за пределы СССР). На этой встрече нацист Паймук получил от Николаева предложение переехать в Прагу и приступить к работе в возглавляемом им Обществе "Русской библиотеки" Русской учёной академии.

Во второй раз Николаев встречался с Паймуком уже осенью 1944 года. На этот раз Паймук приехал с другим деятелем чувашской секции «Идель-Урал» Иваном Скобелевым. На этой встрече Паймук, выполняя поручение немецкого управления пропаганды (выявить, какие эмблемы можно придумать для отличия легионеров-чувашей), хотел согласовать с Николаевым варианты герба новой Чувашии под протекторатом Германии. С. Н. Николаев предложил эмблему с изображением на желтом фоне колосистой ржи со снопом и воткнутым серпом в него. На другой день вместе с С. Н. Николаевым и его женой гости осмотрели достопримечательности Праги.

Сталинские репрессии

После занятия Праги советскими войсками 24 мая 1945 года Николаев был арестован органами НКВД СССР.

11 июня 1945 года он был доставлен в Москву и заключён в особую тюрьму Министерства государственной безопасности СССР. Допросы производились 28 июня, 6, 14 и 25 июля, 16 августа 1945 года.

16 августа С. Н. Николаеву было предъявлено обвинение по ст. 54 (п.п. 4 и 11) УК РСФСР; 18 августа был подписан протокол об окончании следствия. 24 сентября 1945 года Особым совещанием при НКВД СССР С. Н. Николаев был приговорён к тюремному заключению сроком на 5 лет, отправлен во Владимирскую особую тюрьму (1946). Позднее сослан в Красноярский край (май 1950), где работал кочегаром на кирпичном заводе в селе Богучаны. Освобожден по амнистии 18 июня 1954 года, жил с перерывами с августа 1954 года по апрель 1956 года в Ульяновске. В сентябре 1954 года С. Н. Николаев побывал в родной деревне, где гостил 5 дней у своего брата — Петра.

Семён Николаев вернулся в Прагу 5 мая 1956 года. В начале 1961 года обратился с заявлением о его реабилитации в Главную военную прокуратуру СССР. Оно не было удовлетворено. 4 июля 1976 года умер в Праге, где был похоронен на Ольшанском кладбище.

Бывший фашист Семён Николаев был реабилитирован ельцинистами в 1992 году.

Рассказ писателя Юхма Мишши

В годах 2014-2015 о своём земляке — С. Н. Николаеве — в частном разговоре поведал нам рассказ известный чувашский писатель Юхма Мишши, родившийся 10 апреля 1936 года в селе Сугуты, расположенном в 11 км от деревни Красномайск (в котором родился Семён Николаев).

Михаил Николаевич Ильин — Юхма Мишши
Михаил Николаевич Ильин — Юхма Мишши

Михаил Николаевич Ильин рассказал, как он в 18-летнем возрасте в 1954 году в огороде одного из дворов Красномайска встретился с 74-летним Семёном Николаевым. Тогда Семён Николаев гостил у своего брата — Петра Николаева. Юному Михаилу Ильину С. Н. Николаев рассказывал о своей жизни, и среди прочего — интересные подробности своей жизни в нацистской Германии.

Будто бы он, Семён Николаев, когда жил в оккупированной немцами Праге, был приглашён на встречу с главой Германии — Адольфом Гитлером. Дескать для этой встречи его из Праги в Берлин доставили на самолёте. На встрече Адольф Гитлер будто бы предложил Семёну Николаеву возглавить Чувашию, которая вскоре должна будет оказаться под протекторатом Германии.

Правда это или нет — можно спросить у Михаила Николаевича Ильина (Юхма Мишши). Известного чувашского писателя частенько называют Юмах Мишши (Миша Сказка) за способность придумывать невероятные истории.

Но рассказ Михаила Николаевича о Семёне Николаеве очень похож на случай из биографии известного татарского деятеля — Мусы Джалиля, которого в 1942 году, как известно, также приглашали в Берлин, но не к Адольфу Гитлеру, а к Альфреду Розенбергу. Тогда рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг предлагал Мусе Джалилю возглавить татарское движение сторонников нацисткой Германии.

Кадр из художественного фильма "Моабитская тетрадь" (1968): рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг (актёр Лаймонас Норейка) беседует с лидером татар Мусой Джалилем (актёр Пётр Чернов)
Кадр из художественного фильма "Моабитская тетрадь" (1968): рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг (актёр Лаймонас Норейка) беседует с лидером татар Мусой Джалилем (актёр Пётр Чернов)

С одной стороны, мы можем предположить, что Юхма Мишши просто творчески переложил сюжет из биографии Мусы Джалиля на биографию Семёна Николаева. И с этой точки зрения имеются основания предположить, что сказочник Юхма Мишши просто сочинил очередную чувашскую легенду (сказку). С другой стороны — если руководители Германии беседовали с национальным лидером татарского народа Мусой Джалилем, то почему бы им на такую же тему не побеседовать с национальным лидером чувашского народа — Семёном Николаевым. С этой точки зрения рассказ Михаила Николаевича Ильина выглядит вполне правдоподобным.

В Чехии потомки белоэмигрантов помнят чувашского эсера (с усами как у Гитлера)
В Чехии потомки белоэмигрантов помнят чувашского эсера (с усами как у Гитлера)

Ирония судьбы Чувашии

Первым президентом прогерманской Чувашской Республики антибольшевик и юрист С. Н. Николаев так и не стал.

Зато первым президентом независимой от большевизма Чувашской Республики в составе вполне-таки несоветской-и-антисоветской, а также вполне прогерманской Российской Федерации стал коллега С. Н. Николаева — тоже выпускник юридического факультета Казанского университета — антибольшевик и юрист Н. В. Фёдоров.