Последние лет 10 я всё собиралась прочитать книгу Михаила Гаспарова "Занимательная Греция", но просто текст в электронном виде меня не устраивал: про древнегреческую культуру хотелось "с картинками". Сейчас и не вспомню, почему я не купила издание от "Фортуны Эл", возможно, приступы "хочу не могу" приходились на момент исчезновения тиража и ожидания допечатки. А вот книга от издательства "Иллюминатор" появилась в самое нужное время: желания и возможности совпали.
И мой сегодняшний рассказ будет не о содержании (мне кажется, оно большинству прекрасно знакомо, многими любимо), а именно об издании.
Начну с размера. Я редко смотрю на размер, что меня обычно и подводит. Но даже если и обращу внимание на цифры (размеры: 218x180x50 мм), то представляю с трудом. Положила томик на лист бумаги А4, книга лежит на листе, за края его не выходит:
В книге 560 страниц, выглядит она толстушкой:
Выглядеть-то выглядит, но томик очень лёгкий, дело в бумаге. И вот я с улыбкой читала рецензентов "Лабиринта", которые поделились на два лагеря: для одних - это "минус издания", "дешёвый вариант", "очень тонкая", для других - "идеальная", "плотная", "грубоватая".
Я не большой специалист, но за последние годы термин "пухлый офсет" выучила, детские издательства просветили. Это именно он, лёгкий и рыхлый. Место на полке не сэкономит, зато полка под тяжестью книги не прогнётся. Пыль собирать в себя будет лучше, зато многие рисунки смотрятся ярче, выигрышнее, чем на гладком офсете. Каждый сам взвешивает плюсы и минусы.
Бумага тонированная, очень приятно смотрится, а иногда она не просто бледно-кремовая, но даже чёрная:
Шрифт в содержании, в названиях глав и подзаголовков, нумерация страниц - всё стилизованное.
Шрифт самого текста обычный, но для меня несколько мелковат. Возможно, я много читаю детской литературы с крупным шрифтом, а при чтении электронных книг всегда настраиваю под себя достаточно крупно.
Иллюстративный материал богатейший!
Конечно, рассказывать о городах и их устройстве, о походах и завоеваниях сложно без карт и схем, здесь этого много:
Рассказы о древнегреческой культуре, конечно же, сопровождаются объектами культуры. Естественно, далеко не всегда древнегреческой, а и более поздними, но тематически связанными. Гравюры, рисунки, живопись - очень много:
Есть тут и фотографии: предметы быта, скульптуры, храмы.
А ещё в книге много иллюстраций Татьяны Паянской. На мой взгляд, они гармонично вписываются, стилистически соответствуют:
Довольно часто на одном развороте соседствуют и рисунки Татьяны Паянской, и гравюры, и фотографии, и т.д.
В галереях разворотов много, надеюсь, получилось показать книгу во всей красе.
Есть, конечно, моменты, которые меня не устроили на 100%. При рассказе о скульптурах их фотографии появляются с небольшим опозданием: описание "Апоксиомена" на странице 294, а сам он на 298. Идёт рассказ про живописца, изобразившего "Жертвоприношение Ифигении", с подробным описанием действий героев картины, но находящиеся на этом же развороте рисунок и гравюра (они с таким же названием), отражают лишь событие, но не то, о чём рассказывает Михаил Гаспаров:
Это единичные случаи, "картинок" мне хватило, всё же хотела я книгу с ними, но важен мне был сам труд Михаила Гаспарова, который он называл переложением "греческой истории в анекдоты". Читать интересно, но много страниц за один вечер не получалось: обилие имён, названий, быстрая смена героев. Когда пошёл рассказ о греко-персидских войнах, то притормаживала уже из-за обилия пролитой крови. А вот главы про культуру казались такими короткими! Хотелось читать и читать. Конечно, отрывками я со многим была уже знакома, но вот так от корки и до корки, вдумчиво, с остановками я читала впервые.
Истории о философах в этот раз оказались особенно близки и интересны. Я вытащила на время книжкиной фотосессии разноцветные закладки, но они у меня там везде! Поняла, как сложно мне с софизмами:
Самым знаменитым был софизм «Лжец»: «Критянин сказал: „Все критяне — лжецы“; сказал он правду или ложь?» Если правду — значит, он тоже лжец — значит, он солгал — значит, на самом деле критяне правдивы — значит, он все-таки сказал правду — и так далее, опять сначала.
Если хотите, вот вам тот же софизм в немного иных декорациях — «Крокодил». Крокодил схватил ребенка и сказал матери: «Я отпущу его, если ты угадаешь, отпущу ли я его». Мать безнадежно сказала: «Не отпустишь». Что должен сделать крокодил?»
В какой-то момент перестала удивляться жестокости греков (тем более объяснения Михаила Гаспарова были на этот счёт убедительны):
Время от времени читаю на книжных форумах, в блогах, что дети с книгой знакомы, детям нравится. Меня это очень радует, но среди знакомых мне учеников не знаю таких читателей. Буду их просвещать хотя бы по кусочкам.
А сама, надеюсь, продолжу знакомство с трудами Михаила Гаспарова!
Что касается издательства "Иллюминатор", то слежу внимательно, хотя оно появилось лишь в прошлом году, но выделяется тем, что издаёт и как издаёт. В их оформлении я бы не отказалась от ещё нескольких книг.