Давеча по работе пришлось окунуться в текст Верхотурской таможенной книги, составленной в 1625 г. Таможенные книги, если по простому - это специальные делопроизводственные сборники, в которых фиксировался факт взимания пошлин с катавшихся туда-сюда купцов и работяг. В России они известны уже со второй четверти XVI века, а в Сибири, к которой Верхотурье и относится, появляются уже в конце XVI столетия.
В жгучем желании узнать, сколько алтын и рублёв было взято с очередного Ывашки, я решил полазать по строчкам и внезапно обнаружил себя считающим "географические" прозвища работяг, трудящихся на "летнях и гулящих ярыжках". Да, в очередной раз случился казус на уровне "посчитать бороды", который я не так давно описывал в одном из прошлых постов.
Верхотурский уезд на карте Пермской губернии. До этого он числился в составе Тобольского разряда.
Что удалось выяснить? Во-первых, все упомянутые в книге холопы, а также беглые или обедневшие крестьяне и посадские трудились на благо общества в качестве ямщиков, гребцов, бурлаков и грузчиков. Их так и называли -ярыжными работниками". Во-вторых, точно установить, какой из гулящих Васек кем работал, не получается, поскольку в тексте Таможенной книги сведений об этом нет. Зато известно следующее.
Проводил весь этот "пошлиннов и оброчнов збор" приятный малый Ондрей Буженинов, который зафиксировал, что среди общего числа было обнаружено: - 44 пиняженина, из которых три записаны как "пениженины", а один носит прозвище "Пиняга" - 32 устюжанина - 19 двинян - 15 пермитинов, из которых один записан как "пермин" - 14 вятчан - 13 вычегжан - 13 важенинов, из которых двое записаны как "важане" - 8 лузянинов, из которых двое записаны как "лузяне" - 5 вологжан - 4 усольца, из которых один аж целый "Усоляк" - 3 мезенца - 3 виляженина - 3 каргопольца - 2 матигорца - 2 южанина - 2 казанца - 2 белозерца - 2 зырян - 2 новгородца - 1 удимец - 1 устьинец - 1 пежемец - 1 колмогорец.
Что же дает нам этот длинный список Ывашек, Гаврил, Ерофеев и прочих чертей, за исключением того, что я хорошо провел последние двадцать минут? Вероятно, примерную разбивку по региональному составу работников летних и "гулящих" ярыг, исходя из которой можно говорить о внутренней миграции в Московском царстве в первой половине XVII в.
Велика вероятность, что какие-то прозвища я просто не усвоил из-за непонимания понятий того времени. Тех же "Лалетиных" я так и не понял куда относить - к провищам по происхождению, или к фамилии по отцу/деду. Вроде-как это тоже географическое прозвище, отсылающее к городку под названием Лальск.
Но раз уж в район Верхотурья съезжались работяги с Севера страны, в т.ч. из Устюга, Вологды, Перми, Вятки и даже Холмогор, а также с окрестных рек - Пинеги, Северной Двины, Вычегды и Ваги, то можно прикинуть границы рабочей "сферы влияния" уезда, в рамках которой в регион пребывали трудяги из других мест. В этом же направлении стоит посмотреть, как обстояли дела с работой на Пинеге и в Устюге и не случилось ли там какого пожару или "тягости", коли уж оттуда народу валил в Верхотурье активнее, чем из Новгорода или Белоозера. Вопрос непонятный, сугубо экономический, но в качестве необычной зарисовки - пойдет. Что скажете?
Мой авторский блог и исторический лекторий "Бои за Историю".