Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями об одном из любимых произведений, к которому я периодически возвращаюсь снова и снова. Что отрадно - я выделяю этот роман не только в рамках творчества Стивена Кинг. Для меня это обособленный роман в целом. Который зацепил меня еще во времена школьных лет, взбудоражил мою фантазию, и не отпускает до сих пор. Наверное, когда-нибудь меня отпустит. Потому что такое бывает. Я много лет слушал песню "исповедь вампира" за авторством "король и шут", но потом меня просто отпустило, и все.
Я не говорю, что я перестал слушать эту композицию, но она не вызывает теперь у меня таких сильных эмоций, как это было раньше. Так что я вполне допускаю мысль о том ,что однажды нечто подобное у меня произойдет и с "ОНО".
Впервые с романом я познакомился 10-летним школьником, когда зашел в библиотеку, и увидел немного потрепанную книгу. Она была в черном старом переплете, и на ней было лишь написано «ОНО» Том 1. Никаких ярких иллюстраций, никаких монстров с маской клоуна. Просто книга в черном переплете, которая привлекла мое внимание. У меня с самого детства сохраняется странный трепет именно перед лаконичными обложками. Не знаю почему, но они мне нравятся, и все тут. Я не говорю, что я против ярких и авторских иллюстраций или интересных дизайнерских решений, но такой формат тоже имеет право на существование.
Но вернемся непосредственно к таинственному томику, друзья. Так как никто не стал меня останавливать в библиотеке (на тот период я был записан сразу в две - в центральную и возле дома. И в центральной некоторые позиции мне не давали с фразой "еще маленький, тебе рано такое читать"), то я спокойно протянул её сотруднику для оформления, и потащил домой. Скажу честно, никакого ОСОБОГО предвкушения у меня не было.
Просто очередная книга, которую я взял попробовать на "кусь".
Разве я знал, что именно с этой книги начнется моя любовь к Стивену Кингу, и его творчеству? Разумеется нет. Но вынужден подтвердить, что, несмотря на свою любовь к произведению, иногда некоторые истории лучше читать в более осознанном возврасте. Когда психика читателя действительно готова к тому, что хочет предложить автор в рамках очередной байки. Потому что я честно не ожидал того, что меня ждало под обложкой первого тома.
А роман вызвал у меня немало фобий (нет, я не про людей в клоунских костюмах) и много раз я просыпался в кошмарах, которые преследовали меня долгие годы. Один из самых ярких страхов, которые преследовал меня долгие годы - мертвые дети в водохранилище или голоса из раковины. И кровь, которую видят только дети, но не замечают взрослые. А вот неведомый монстр у меня никаких страхов не вызвал. Так как я достаточно быстро понял, что его образ клоуна только маска, под которой скрывается явно не человек.
У меня есть просто неприязнь к лицам, которые скрыты маской. Но это никак не связано с романом или клоунами. И это было всегда : ) А не только после прочтения первой части, после которой мне НУЖНО было найти продолжение (в те времена у нас не было интернета, и поэтому библиотеки или родительские шкафы были единственной возможностью удовлетворить свое любопытство).
С книгой, кстати говоря, связан забавный казус. Кто читал - должен понять. Ведь одна из первых сцен рассказывает нам про хулиганов, которые пристали к мужчинам нетрадиционной ориентации (несмотря на свою категорическую неприязнь и отвращение к подобным явлениям, я все-таки считаю, что физическая расправа и издевательства не выход). В книге использовались крепкие и резкие словечки, значения которых мне еще не доводилось слушать.
И я не придумал ничего лучше, как пойти к отцу, и спросить про гомосексуалистов. Почему их обзывают странными словами на "п", и почему они должны гореть за свою любовь к "сосискам"? (да, когда-то я действительно жил в неведении всех этих "модных течений", которые сейчас заполонили практически все информационное пространство, и которые пытаются навязать мне ВИНУ за то, что у меня другая точка зрения на эти явления... Странные они).
Не помню точную формулировку отца, но книгу мне велели вернуть обратно, и больше никогда не брать подобные мерзости (интересно, а как я бы мог определить какая книга относится к "запрещенной литературе, а какая нет? Это ведь можно сделать только экспериментальным путем - то есть нужно сесть, и начать читать, хд). Результаты запрета очевидны - я зачитал первый том до дыр.
И с горящими глазами просил в библиотеке найти продолжение, потому что я должен узнать что там было дальше! Просто ОБЯЗАН!
Кстати говоря, второй дом мне удалось найти не сразу, а только через некоторое время. Не помню точно сколько у меня ушло на это времени, но роман был прочитан полностью. А когда я немного подрос, то смог купить себе собственный экземпляр, который я один раз даже обновлял, пока не купил вот этот кирпич с "исправленной редакцией", в которой ничего не было вырезано. Дело в том, что первоначально на момент выхода роман будет СЛИШКОМ объемным, и потому Стивену пришлось нещадно резать некоторые сцены или даже главы.
И только спустя годы, когда он уже стал тем, кем является сейчас для современной литературы, он смог вернуться назад к этой истории, и издать её в полном объеме. Впрочем, нечто подобное у него было и с "противостоянием" (которое я также докупал, чтобы у меня была полная версия). Так что, пользуясь случаем, я хочу ЕЩЕ раз сказать большое спасибо мастеру за то, что он некогда придумал и реализовал эту историю.
А то, что я начал читать её в слишком юном возрасте, исключительно мои собственные проблемы, но никак не его.
Кому я могу порекомендовать роман для прочтения? Пожалуй, что всем, кто интересуется творчеством этого писателя, но кто хочет насладиться именно полновесным произведением, а не прочитать несколько коротких рассказов или повестей. Сразу уточню, друзья, что здесь есть аморальные или странные сцены, которые вызывают недоумение или отвращение даже у меня. Но, с другой стороны, в этом и была первоначальная задумка автора - вызвать сильные эмоции читателя, чтобы он не просто читал пресную книгу, а испытывал шок и дискомфорт во время столкновения клуба неудачников с древним злом, которое поселилось в их краях.
Не претендую на истину, но считаю "ОНО" фундаментальной работой Кинга, которая во многом способствовала его дальнейшему успеху писателя. И это просто хорошее и чувственное произведение про настоящую дружбу, которую не могут сломить надломленные родители, хулиганы или даже чудовище, которое видят только дети, но которое остается невидимым для взрослых, которые слишком сильно забиты бытовыми проблемами рабочих будней, чтобы замечать то, что происходит у них прямо под носом.
Так как я уже не первый раз перечитываю этот роман, то могу честно сказать, что время от времени мои ощущения меняются. Но не в худшую сторону. нет. В этом плане никаких претензий к книге нет. Скорее, наоборот - каждый раз открывается что-то новое. Какие-то детали, на которые я раньше не обращал внимания. Едва заметные реплики или фразы, какие-то неуловимые движения персонажей, которые подчеркивают в них дополнительную черту характера, которая ранее ускользала от моего внимания.
В этом плане "ОНО" прекрасная история, которая не надоедает после повторного возвращения к ней. Единственное, что я бы рекомендовал тем, кто как и я любит периодически возвращаться к самым любимым историям - не стоит этого делать слишком часто. Несмотря на то, что в центре повествование дружба и противостояние Злу в лице неведомого Пеннивайза, я бы не сказал, что роман получился легким в плане восприятиях разных сюжетных линий или событий, которые Кинг здесь описывает и поднимает.
Просто если немного задуматься над основным концептом, то можно удивиться тому, что писатель пытается до нас донести - центральным злом здесь выступают все-таки, в первую очередь, сами люди. Понимание такой идеи приходит не сразу, а постепенно. Но после очередного прочтения книги я действительно словно почувствовал некое "озарение". Ведь не ужасный оборотень-клоун заставляет хулиганов издеваться над одноклассниками или воровать. Не он заставляет отца одной из героинь постоянно поднимать на неё руку, так как "тупые бабы" иначе не понимают.
Не это существо придумало расизм, когда из-за цвета кожи человека могли не пустить в клуб, так как для таких как он туда закрыта дорога. Да, с нашей точки зрения этот самый "клоун" является чистым злом, которое нужно остановить. В этом нет НИКАКИХ сомнений, и я с этим полностью солидарен, и поддерживают эту установку. Собака может быть не виновата в том, что она заразилась бешенством. Но так как она несет угрозу для человечества, то её нужно усыпить.
Здесь примерно такая-то же установка. ОНО может быть сколько угодно другим, отличным от нас в плане морали. Но так как мы несовместимы как виды, так как для нас это чистое зло, то его нужно остановить и уничтожить любой ценой. Даже если потребуется для этого поставить крест на собственной жизни, остаться в этой глуши для того, чтобы терпеливо по крупицам собирать всю имеющуюся информацию о странных случаях, которые уже много веков происходят в Дерри.
На которые взрослые предпочитают закрывать глаза или делать вид, что этого никогда не происходило. Не было никакой бойни, которую местные жители устроили много лет назад с бандитами. Дети никуда никогда не пропадают, и ничего странного в этих краях никогда не происходило. Это просто очередной провинциальный американский городок, которых тысячи по всей стране. Нечего тут останавливаться неместным, или пытаться разговаривать с местными жителями.
Заправился? Купил то, что тебе нужно? Езжай по своим делам милок, не задерживайся.
И наблюдая за таким равнодушием людей, за их попыткой забыться в суете рабочих дней или в жажде провалиться на дне бутылки, я в очередной раз ловил себя на мысли о том, что ОНО поступает так (убивает детей) в силу своей природы. Для этого существа мы всего-лишь пища, пускай даже и умеющая разговаривать или мыслить. С его странной, непонятной для нас логики мы только еда, которую нужно употреблять. И потому тут вопрос очень простой - или клуб неудачников победит неведомое зло. Или оно продолжит и дальше питаться людьми, пока взрослые делают вид, что ничего не происходит.
Но как объяснить все остальное? Равнодушие людей к друг другу? Наркоманов и хулиганов? Как объяснить ненависть, которая здесь цветет и пахнет? Не клоун заставляет одного из хулиганов издеваться над щенком, наблюдая за тем, как из несчастного животного уходит жизнь. Он получает УДОВОЛЬСТВИЕ от того, что пытает существо, которое не может ему дать сдачи. Мне нужно что-то еще объяснять для своей мысли о том, что Пеннивайз, несмотря на все свои деяния и поступки, все-таки не самое главное зло в произведении, так как им управляет его природа?
А вот люди, которые здесь упоминаются, могут этого и не делать. Но им хочется причинять другим страдания. Так они получают удовольствие, проецируют свои проблемы на других, или просто вымещают усталость и страх перед вышестоящим руководством. Ведь ты не можешь безнаказанно накричать на начальника, верно? Поэтому куда проще пойти в бар, накидаться как следует, а потом всыпать "тупой жене и дочери" за то, что они такие бесполезные.
И все в таком вот духе.
Поэтому повторюсь, друзья, что несмотря на наличие центрального чудовища в произведении, против которого будут выступать главные герои, я бы сделал акцент на том, что это НЕ ЕДИНСТВЕННОЕ зло. Просто оно находится прямо перед глазами, Кинг не прячет его от нас, а всячески акцентирует все внимание. Оставляя в тени других, не менее ужасных монстров и просто плохих людей, которые сами себя считают жертвами обстоятельств или и вовсе славными малыми. Которые не издеваются над слабыми, а учат их жизни. Которые не крадут и обманывают, а идут против системы, и тем самым показывают свой бунтарский дух.
Это очень интересный момент в романе, который я решил вынести отдельно : )
Во время очередного прочтения книги у меня каждый раз появляется ощущение того, что я встретил давно потерянного, но столь любимого друга. С которым судьба снова свела меня вместе. Понимаю, что это немного странное сравнение в отношении произведения ПОДОБНОЙ тематики, но для меня "ОНО" действительно нечто большее, нежели просто очередной ужастик из прошлого столетия, который зашел читателям, получил несколько экранизаций, и даже сейчас продолжает кормить своего создателя.
И казалось бы, что история совсем не про нашу страну, и не про наш город. И понимаешь, что все это просто сказки, пускай и для взрослых. Но каждая страница с ОНО, каждое появление данного существа вызывала жгучий страх с желанием узнать что будет дальше. Я жалел младшего брата Билли (с которого и начинается сюжетная линия клуба неудачников), искренне не понимая почему парень возложил вину на себя. Не он отправил пацана на верную смерть. Не он стал его убийцей. В конце концов, он валялся больной в кровати, и физически ничего не смог бы сделать.
Даже если бы каким-то чудом и 6 чувством он почувствовал, что его брат в опасности. И что ему нужна помощь.
Я искренне ненавидел мерзавца Генри, и желал ему смерти. Потому что такой человек не может быть полноценным членом общества. Никогда. Я понимаю, что невольно примеряю на себя лавры Бога, и что каждый имеет право на исправление или покаяние. Но ни в одной из сцен с его участием я не видел хотя бы малейшего просвета или понимания того, что он творит ужасные вещи. Весь мир для него просто игрушка, которая должна подчиняться его прихотям. Единственная причина, по которой он ИНОГДА соблюдает правила "игры" - страх быть наказанным законом.
Он действительно считает себя человеком, который находится вне системы. Для которого не существует никаких правил. Есть только его желания, и точка. Все остальное ему совершенно неважно. Добавьте к этому мировоззрению еще не самого образованного подростка со вспыльчивым характером и любовью к холодному оружию, и Генри предстанет перед вами во всей своей красоте. Удивительный персонаж, который получился настолько живым, что реально вызывал ненависть своими действиями или словами.
Переживания положительных героев (клуб неудачников) воспринимались как свои собственные, а атмосфера ужаса и равнодушия города окончательно наводила на мысль о том, что здесь не будет счастливого конца. Поразила идея того, что Дерри по сути и есть продолжение ОНО. Пока ОНО пирует и убивает детей, взрослые не замечают происходящего вокруг себя, замкнувшись в собственном небольшом мирке с пивом, чипсами и холодильником. И сразу уточню, что это не какой-то чудовищный спойлер, которым я испортил вам все впечатление от произведения. Это просто мои домыслы и наблюдение.
Потому что именно так все и представляется, когда ты читаешь книгу. Словно кем-то наложена какая-то искусственная пелена, не позволяющая взрослым увидеть картину целиком. Да, иногда даже они обеспокоены исчезновением детей. Вводится комендантский час, запрещается гулять по одному человеку, а о всех незнакомцах необходимо незамедлительно сообщать в полицейский участок. Но дело в том, что все эти решения попахивают формализмом, так как они не решают СУТИ проблемы.
И дети продолжают пропадать. Снова и снова.
Достаточно вспомнить фрагмент книги, когда Генри со своими дружками издевался над Бэном, и взрослый мясник, не стал вступаться за него, предпочтя сделать вид, что ничего не происходит. Потому что так проще, и ему не хочется связываться с толпой хулиганов, так как ему только хуже будет. Легче сделать вид, что он ничего не видел, закрыться в своем уютном мире, и потом оправдать самого себя, успокоить свою совесть.
И такими моментами пропитана вся книга, и дети сами понимают, что им никто не поверит, и поэтому их жизнь находится в их руках. Только они могут прервать порочный круг смертности людей, и положить конец странному существу, которое наводнило их город невидимым террором и страхом, и фактически правит умами местных жителей. Которые даже не замечают того, как оказались в паутине чудовища. Считающиеся себя способными к самостоятельным решениям и поступкам. Не замечающие того, что они давно стали придатками Дерри. Который уже никуда их не выпустит.
Каково удивление и радость отчаявшейся Беверли, когда она приводит ребят к себе в дом, и они также, как и она видят кровь, в то время как ее отец ничего не смог заметить. Насколько чудовищны и ужасны в этом романе взрослые люди, и их "правильный" мир, в котором все живут по правилам. Вот только почему-то они явно поломаны, эти самые правила. И никто не пытается их починить, или сказать другим о том, что можно и нужно жить иначе. Что ТАКОЕ существование куда хуже смерти.
И насколько реалистично то, что может убить детей.
В многочисленных отзывах на разных площадках в сети уже верно писали про интриги, и атмосферу романа. Это не просто на высоте. Я действительно считаю «ОНО» лучшим произведением Стивена Кинга, и считаю, что это его книга – лицо. Так должно быть с каждым автором – у любого из них есть то е д и н с т в е н н о е произведение. «ОНО» и является таким романом.
Произведение в каком-то плане можно назвать даже антиутопией, которая рассказывает нам про бездны человеческого сознания и силу дружбы. Это история про ненависть и любовь, в которой персонажи только марионетки высшей силы. Недаром монстр приходит за Генри в больницу, когда уже взрослые люди узнают о том, что ОНО снова вернулось в их город. Чудовище предпочитает пугать, находя ваши потаенные страхи, нежели вступать в открытый бой. Потому что если человек встретится со своими страхами лицом к лицу, то он может их победить.
И как же страшно понимать, что несмотря на чудовищное создание, главными монстрами в книге являются сами люди. Не ОНО ворует щенка, и держит его в холодильнике, наслаждаясь тем, как медленно потухают глаза несчастного создания. Не "клоун" издевается над невинными детьми, пытаясь вырезать на их животе свои инициалы, а Генри. У которого судя по всему окончательно поехала крыша, и это замечают даже его "шестерки", которым ой как не хочется в колонии для малолетних преступников.
Одно дело попугать какого-нибудь зашуганного толстяка или отобрать обед у девчонки без последствий для себя. И совершенно другое дело попасть под пристальное наблюдение закона, и ОТВЕЧАТЬ за свои поступки. За которым их явно никто не погладит по голове.
Я мог бы писать еще очень много про свою любовь к истории, но...
Зачем? Прочитайте роман сами, и поймете за что я так полюбил эту историю, друзья. Я ставлю 5 только потому, что нельзя поставить больше : ) А так бы я еще с удовольствием насыпал несколько баллов сверху. Мне не сложно.
Спасибо всем, кто дочитал отзыв до конца, и надеюсь, что произведение понравится вам также сильно, как и мне. И нет ничего страшного в том, если у вас совершенно противоположные впечатления, друзья. Если книга кажется вам мерзкой, аморальной или отвратительной, то это совершенно нормально. Ведь сколько читателей, столько и мнений. И мы просто делился своими эмоциями и переживаниями после прочтения той истории, которая смогла нас зацепить.
З.Ы
Небольшой фан-арт после прочтения текста:
Дневник был случайно возле водохранилища. Он пришел в полную негодность, и удалось прочитать буквально лишь несколько страниц, в которых еще можно было различить мелкий текст, явно написанный мужской рукой.
"Дерри всегда был провинциальным. Тихим городком. Местные жители являются скучнейшими людьми. Любая попытка заговорить с ними заканчивается тем, что они отворачиваются, и делают вид, что тебя просто не существует. Заходя в любой магазин, ты сталкиваешь лишь с полным равнодушием продавца. На полках нет практически никакого товара. Боже Мой. Да как они вообще живут здесь? ... "
Далее удалось восстановить лишь обрывки. Текст периодически меняется. Чувствуется, что человек волновался. Иногда буквы плящут, превращаясь в хаотичный набор букв.
"Не советуют идти к канализации, и водонапорной башни. Люди хранят мрачное молчание по поводу истории города, и лишь дети неохотно идут на контакт".
"Как же это все странно. Непонятные жертвы, которые никак нельзя связать. Но почему такая временная закономерность? Если бы я был верующим человеком, то заподозрил бы даже чертовщину. Но к счастью, я лишен всех этих предрассудков".
"Между этими убийствами и пропажами людей есть четкая связь. Люди явно запуганы, и что-то скрывают. Если не удается поговорить со взрослыми, то постараюсь поговорить с детьми, хотя они подозрительно смотрят на меня как на чужака".
" Как же здесь воняет. И крысы. Так много крыс. Фонарик с трудом пробивает тьму, и я следую за странным смехом, и шариками, которые ведут меня.. Куда? Знать бы ответ. Клоун? Здесь, в канализации?"
" Запах ярмарки. Звуки цирка, и примесь крови.. Теперь я знаю. правду.. Теперь я знаю ..IT"