51,4K подписчиков

Орнелла Мути: «Народный роман», «Любовь Свана», «Шорох воробьиных крыльев»…

341 прочитал
«Орнелла Мути — одна из самых ярких звезд на итальянском кинонебосклоне. Прошли времена, когда ее считали прежде всего «секс-символом конца 70-х годов».

«Орнелла Мути — одна из самых ярких звезд на итальянском кинонебосклоне. Прошли времена, когда ее считали прежде всего «секс-символом конца 70-х годов». Юная Мути поразила тогда итальянцев своей оригинальной красотой — зелеными глазами, чуть широкими скулами, тяжеловатым подбородком и слегка вздернутым носиком, — говорят, в ее жилах течет и эстонская кровь. Потом стали писать о ней и как о молодой, «обещающей» актрисе. Начав сниматься с 14 лет, Орнелла Мути в свои 34 года выполнила все обещания.

«Орнелла Мути — одна из самых ярких звезд на итальянском кинонебосклоне. Прошли времена, когда ее считали прежде всего «секс-символом конца 70-х годов».-2

Наш зритель знаком с этой актрисой, ныне достигшей своего творческого расцвета, пока всего лишь по пяти фильмам.

Впервые мы увидели ее в роли независимой и гордой Винченцины, желающей строить свою жизнь наперекор традициям и предрассудкам, в комедии режиссера М. Моничелли «Народный роман» (1974). Ее партнерами были многоопытный Уго Тоньяцци и начинавший, как и она, свой путь в кино Микеле Плачидо.

В 1977 году Орнелла сыграла во французском детективе «Смерть негодяя», а двумя годами позже мы встретились с нею в фильме Григория Чухрая «Жизнь прекрасна» в роли отважной подпольщицы Марии.

Это тогда она сказала: «Я очень хочу сыграть содержательного человека. До сих пор мне приходилось изображать девушек-пустышек».

И хотя актрисе и поныне нередко случается сниматься в чисто развлекательных лентах, она все более стремится к подлинному мастерству и искусству.

«Орнелла Мути — одна из самых ярких звезд на итальянском кинонебосклоне. Прошли времена, когда ее считали прежде всего «секс-символом конца 70-х годов».-3

После неотразимой Луизы — укротительницы строптивого Элиа — Адриано Челентано (в комедии режиссеров Кастеллани и Пиполо, 1980) — мы вновь встретились с Орнеллой Мути в экранизации повести Габриэля Гарсиа Маркеса «Хроника объявленной смерти» Франческо Рози.

В этом фильме Мути воплотила молчаливую и сдержанную красавицу Анхелу Викарио, из-за любви к которой обречен на смерть беспечный Сантьяго Насар.

Из значительных актерских работ последних лет выделяется прежде всего роль Одетты в фильме «Любовь Свана» (1984) режиссера Ф. Шлендорфа.

Экранизировать романную эпопею Марселя v Пруста «В поисках утраченного времени» мечтали многие большие режиссеры, в том числе и Лукино Висконти. Осуществил этот проект Шлендорф, выбрав лишь одну из линий эпопеи.

В его фильме Орнелла переиграла своих именитых партнеров Джереми Айронса и Алена Делона. Именно образ Одетты де Кресси, дамы парижского полусвета, несет в фильме основную нагрузку.

Любовь Свана — рафинированного ценителя искусств — к кокотке Одетте возникает не только из-за пустоты его жизни, но и удивительной схожести Одетты с женщинами с полотен Боттичелли, казавшимися Свану идеалом женской красоты. Вся история их отношений, ревности и брака строится на идее неуловимости и непостижимости сокровенной сути человеческой натуры...

Мути удалось передать не только томную, несколько усталую красоту Одетты, но и чрезвычайно противоречивые черты ее характера — изменчивость, некоторую таинственность, романтичность и в то же время грубоватую чувственность, порой вульгарную практичность, лживость и простодушную наивность. Орнелла доказала, что ей по плечу изощренный интеллектуализм и психологические тайны романа Пруста.

И тут же озорные комедии, имевшие успех у самого широкого зрителя: «Универсальный магазин» (1986) Кастеллано и Пиполо и «Я и моя сестра» (1987) молодого режиссера Карло Вердоне...

В конце 1987 года Мути пригласил сниматься Франческо Мазелли, один из интереснейших итальянских режиссеров, написавший сценарий фильма «Личный код» специально для нее. Его продолжительность соответствует реальному времени разговора «с глазу на глаз» женщины с компьютером, которому она поверяет историю своей несчастной любви.

Идея фильма, очевидно, восходит к знаменитой киноновелле Роберто Росселлини «Человеческий голос» (1947), в которой единственной исполнительницей была великая Анна Маньяни (она говорила по телефону с невидимым собеседником). Такую «нагрузку» могла выдержать только зрелая, большая актриса.

Одновременно Мути снималась в другой картине, законченной на исходе 1988 года, — «Шорох воробьиных крыльев» режиссера Джанфранко Мингоцци. Это странная, поэтическая история любви пожилого человека (его играет Филипп Нуаре) и молодой, цветущей женщины.

«Сценарий «Шороха», — говорит Мути,— я получила в момент, когда мне не хотелось работать. У меня только что родился ребенок, я чувствовала себя очень усталой... Но текст Тонино Гауэрры меня глубоко поразил необычностью и таинственным очарованием. Я решила сниматься в фильме. Почти одновременно шли съемки «Личного кода». Мингоцци и Мазелли — два совершенно разных режиссера, но роли в их лентах близки между собой — это женщины мятущиеся и задумывающиеся над жизнью. Я отчасти узнаю в них себя, поскольку и у меня бывают моменты замкнутости и стремления к одиночеству».

Сегодня Орнелла Мути — энергичная, самостоятельная женщина — наша эмансипированная современница. Помимо кино, она увлечена воспитанием дочерей и художественной фотографией. Орнелла часто работает на телевидении, но главным для нее всегда остается кино.

«Я думаю, — говорит Мути, — что кино сейчас становится менее коммерческим, чем несколько лет назад, и я предпринимаю отчаянные попытки этим воспользоваться, не остаться в стороне» (Богемский Г. Орнелла Мути // Советский экран. 1990. 1: 16-18).